Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социология коммуникаций. Объект и предмет социологии массовых коммуникаций

Коммуникация в жизни общества

Коммуникация на современном этапе развития составляет фундаментальное основание для всей жизнедеятельности общества. Выявление сути и структуры коммуникационных процессов делает возможным постижение глубинных смыслов социальной массовой коммуникации, приближаясь к раскрытию природы социальности.

Проблема массовых коммуникаций актуализировалась в первые несколько десятилетий прошлого века, когда нарастали отчуждение и духовный кризис в западном обществе, наиболее яркими проявлениями которого стала Первая и Вторая мировые войны.

Коммуникация является неотъемлемой составляющей жизни человека как общественного существа. Это подтверждается тем, что в пирамиде потребностей Маслоу коммуникация относится к первичным жизненным потребностям. Да и само существование общества, а тем более во многом основанного на информационных технологиях современного общества, без интенсивного обмена информацией не представляется возможным.

Коммуникация является одной из важных форм социальной интеракции на макроуровне (уровне социальных систем), метауровне (уровне организации) и микроуровне (уровне межличностного общения). Один из видов социальной коммуникации – это массовая коммуникация, то есть такой процесс, в ходе которого среди массовой аудитории распространяется информация, а также осуществляется непрямое, опосредованное, информационное взаимодействие в больших социальных общностях. Изучается массовая коммуникация как структура и как социальный процесс в рамках социологии массовых коммуникаций.

Замечание 1

Можно отметить два параллельных направления развития социологии массовых коммуникаций – социометрическое направление, в рамках которого исследовались общественное мнение и социальные группы как объекты, оказывающиеся под влиянием средств массовой коммуникации, и теоретическое направление изучения массовых коммуникаций.

«Социология коммуникаций. Объект и предмет социологии массовых коммуникаций» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Объект и предмет социологии массовых коммуникаций

Социокоммуникация, или социальная коммуникация, составляет объект социологии коммуникации, под которой понимается специальная отрасль социологии, направленная на изучение функциональных особенностей общения между представителями разных социальных групп в ходе их взаимодействия. При этом, в данном процессе они передают и получают смысловую и оценочную информацию, влияющую на поведенческие установки и ценностные ориентации.

Помимо взаимопроникновения социального и коммуникативного в межличностных, внутригрупповых и массовых коммуникациях, задачами социологии массовых коммуникаций являются:

  • изучение уровней коммуникации,
  • анализ видов коммуникативных систем, их единиц,
  • анализ социально значимых категорий и частных функций социальной коммуникации.
Замечание 2

В социологии массовых коммуникаций как науке разрабатываются основные понятия и исследуются закономерности формирования и развития систем и процессов массовой коммуникации, а также объекты и субъекты массово-коммуникативной деятельности – массовой аудитории и социальных групп, транслирующих социально-значимые сообщения в массовое сознание. Это составляет предмет данной отрасли знаний.

В социологии массовых коммуникаций исследуются такие проблемы, как поведение и взаимодействие аудитории и коммуникатора, функционирование средств массовой коммуникации, содержание массовой информации, ее восприятие. Когда она только начинала развиваться, ее преимущественными вопросами были пропаганда, эффективность ее воздействия и ее содержание.

В исследованиях в рамках социология массовой коммуникации используются различные общенаучные и специальные методы, такие, как:

  • массовый анкетный опрос, опрос коммуникаторов;
  • контент-анализ сообщений;
  • если изучается эффективность массовых коммуникаций, то широко используется эксперимент.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot