Кино в жизни человека
Кино – это одно из направлений искусства, которое стало популярным гораздо позже, чем музыка, живопись и архитектура: первые фильмы стали показывать только в конце 19 века, и изначально они очень сильно отличались от современного кинематографа.
Тем не мене, и тогда, и сейчас сущность киноискусства заключается в том, что оно передает зрителю частичку той реальности, которая в целом окружает каждого из нас. Для многих кино – это возможность окунуться в совершенно иной мир, а для многих – посмотреть на историю собственной жизни со стороны.
Также, благодаря кинематографу, можно познакомиться с тем, как складывалась жизнь предыдущих поколений: искусства запечатлевает общий характер культуры, передает уклад жизни наших бабушек и дедушек, воспроизводит известные событий (например, военные действия). Через кино мы можем увидеть жизнь совершенно под другим углом, причем как реальным, так и вымышленным.
В наше время кино – это доступная каждому сфера развлечений. Каждый из нас может включить телевизор и посмотреть транслируемый фильм, найти интересующий фильм в интернете или просто посетить кинотеатр.
Сейчас люди практически не задумываются о том, что кино – это не просто наша с вами повседневность, а что это – искусство в его чистом виде. Причем, оно играет очень важную роль, поскольку формирует мировоззрение отдельного человека и общественное мнение в целом.
Через кино формируется идеология, демонстрируются те или иные нормы и ценности, которые правят в различных уголках земного шара. Создатели фильмов используют методы подсознательного воздействия, чтобы после просмотра у человека оставались различные размышления о фильме, о том, как мог бы развернуться сюжет, а также о том, насколько вероятна такая ситуация в реальной жизни.
Сущность социологии кино
Социология кино – это одна из отраслей социологического знания. В узком смысле она представляет себой сферу социологических и маркетинговых исследований, целью которых является глубокое изучение и анализ социально-демографической структуры кинозрителей.
Здесь учитываются следующие факторы:
- Пол зрителя – женщинам может нравиться один жанр (например, комедия, мелодрама, биографический фильм), в то время как мужчины предпочитают приключенческое кино, боевики, триллеры и детективы;
- Возраст зрителя – кино может быть для детей и для взрослых. Сегодня идет очень строго разделение по возрасту, поскольку это предусмотрено на законодательном уровне. Есть большая часть фильмов, которые не рекомендованы к просмотру без присутствия родителей;
- Образование зрителя – также влияет на предпочтения зрителя, ведь человек без образования вряд ли сможет воспринимать документальное кино или кино, основанное на научных изысканиях;
- Социальное положение человека, что определяет его интерес к тому или иному киножанру.
Очень важно анализировать не только личностные характеристики посетителей, но и другие параметры: в рамках социологии кино рассматриваются частота посещения кино, отношение зрителя к различным жанрам в кино, а также к темам, которые поднимаются в тех или иных фильмах.
В широком смысле, социология кино – это вся совокупность исследований, которые посвящены выявлению социальных факторов функционирования киносферы, которые могут оказывать влияние на развитие кино в целом.
Благодаря кино мы можем познакомиться с событиями прошлого, реконструкцией особо значимых явлений и их последствий. Помимо этого, современные режиссеры обращаются к наиболее актуальным социальным проблемам, через которые отражается именно та самая социальная реальность.
При этом и отношение у зрителя к кино складывается по-разному: для кого-то это лишь хорошая возможность провести свободное время, организовать свой досуг, кто-то развивается при помощи кино, получается новые знания и информацию. Некоторые люди зарабатывают на кино, делая его главным героем своего бизнеса. Кино может духовно развивать как отдельного человека, так и формировать ценности и ориентиры всего общества. Оно может быть нравственным, эстетическим, интеллектуальным, или раскрывать идеи религии.
Практически любая социальная проблема может рассматриваться через кино. Пропаганда также существует во всех странах, во всех обществах, где эта сфера развита в той или иной степени. Это может быть борьба с нацистскими образованиями, пропаганда любви к человеку, к родине, пропаганда насилия в отношении более слабых категорий населения: детям, женщинам, старикам, инвалидам. Но на образы кино оказывает особое влияние и время: если раньше, в советских фильмах милиционер – это была профессия, которой гордились, то сейчас, в российских фильмах и сериалах полицейский предстает в образе подлого человека, который не уважает никого вокруг и не подчиняется законам. К тому же, на волне такого настроения полицейский остается еще и безнаказанным. Все это подрывает образ настоящего полицейского из реальной жизни: люди видят в них лишь подлых людей, какими их изображают в кино, не доверяют им свои жизни. Вот таким образом кино может оказывать влияние на общественное мнение, а также навесить «ярлык» на различные категории населения.
Через кино могут пропагандироваться и хорошие, и плохие образы и ценности. Кино может искусно манипулировать человеком, переписывая истории и меняя судьбы. Сейчас нам показывают только то, что выгодно органам государственной власти, при этом зачастую утаивая настоящие образы и жизнь россиян.
Таким образом, кино, имея свои собственные функции, свою структуру, свою отдельную сферу, является социальным институтом. Оно оказывает влияние на общество, формирует зрителя, его мнение, ценности, навязывает идеалы, мировоззрение. но и общество оказывает влияние на кино: зрители требуют от кинематографа новых достижений, как технических, так и творческих. Это говорит о том, что между кино и зрителем присутствует постоянная связь, которую ни в коем случае нельзя отрицать.