Позитивизм в социологии
Огюст Конт – родоначальник позитивизма в социологии. Первоначально понятие позитивизма в социологии имело достаточно широкое значение. Конт противопоставлял социологию лжеучениям (астрологии, теологии и т.д.), пропагандировал научные взгляды в изучении общества и процессов, протекающих в нем.
Начиная со втор. пол. XIX века для придания объективности и научности учению об обществе стали применять методологию и терминологию естественных наук. Понятие позитивизма постепенно приобретает более узкое значение, заключающееся в использовании методологии естественных наук для изучения общества.
О. Конт рассматривал проблему развития и функционирования общества как целостного социального организма. Общество предопределяет развитие и функционирование составляющих его субъектов: индивидов, классов, сословий и т.д.
Социология позитивизма Конта базируется на научных наблюдениях и данных науки.
В дальнейшем развитию теории позитивизма способствовали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.
Позитивизм Г. Спенсера
Спенсер выступает последователем учения Конта о позитивизме, является основоположником органической социологии. Он проводит аналогию между биологическим организмом и обществом с одной стороны и взаимодействующими элементами с более совершенной системой, с другой.
Теория Спенсера базируется на двух аспектах:
- общество – это особый, специфический вид социального организма;
- развитие общества происходит в результате социальной революции.
Органическая теория общества Спенсера рассматривает общество как единую систему взаимодействия биологических (природных) и социальных факторов. Все стороны социальной жизни органично между собой взаимосвязаны и не могут вне данной связи действовать.
Социальная роль субъекта и назначение любого социального института проявляются только при рассмотрении целостного социально-природного организма.
Спенсер считал, что общество подобно живому организму, так как:
- общество, как и живой организм, в процессе развития и роста увеличивается в массе;
- в процессе развития происходит усложнение общества и биологического организма;
- структурные элементы общества и живого организма по мере развития все больше зависят друг от друга;
- составляющие общество и живые организмы структурные единицы постоянно появляются и исчезают, при этом сам организм продолжает функционировать.
Социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества в результате усложнения и совершенствования социальных институтов, в первую очередь политических. В социальной эволюции Спенсер выделяет следующие этапы:
- интеграция – переход от простого к сложному;
- дифференциация – переход от однородного к разнородному;
- возрастание порядка - переход от неопределенного к определенному.
Социальная эволюция объективно обусловлена человеческим потребностями, что наблюдается во всех сферах социальной жизни.
Социальное равновесие – это результат гармонии интересов, приспособительных действий, компромиссов в действиях социальных институтов и людей. Равновесие выступает фактором стабильности общества.
Позитивизм Э. Дюркгейма
Э. Дюркгейм – основоположник реализма в социологии. Дюркгейм первым попытался дать определение предмету и объекту социологии, ввел понятие социальной реальности и предложил новое понимание общества.
Социальная реальность – это результат взаимодействия индивидов, она не может быть сведена к сумме людей ее составляющих. Общество как социальная реальность выступает предметом и объектом социологического исследования.
Дюркгейм считал, что при рождении человек находит уже готовыми обычаи, законы, правила поведения, верования, язык и т.д. Образы мыслей, чувствований и действий существуют объективно, самостоятельно и независимо от человека.
Социальный реализм лег в основу социологизма, утверждающего принцип превосходства общества над индивидом, социального над индивидуальным. Общество, по сравнению с индивидом, рассматривается как более сложное образование. Общественное сознание нельзя рассматривать как совокупность личных сознаний.
Теория Дюркгейма включает:
- социальную морфологию, изучающую материальную форму, основу и структуру общества; процессы, связанные с народонаселением и географическую основу жизни народов;
- социальную физиологию, исследующую жизненные проявления общества и включающую социологию морали, социологию религии, юридическую социологию и т.д.;
- общую социологию, осуществляющую теоретический синтез и устанавливающую общие законы развития и функционирования общества.
Дюркгейм разработал структурно-функциональный анализ, являющийся основой изучения любого общества.