Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Выборка в социологическом исследовании

Понятие выборки и репрезентации

Мы описываем два типа объектов репрезентации:

  1. природные политифко-административные единицы (республика, край, область, районы, населенные пункты и т.д.);
  2. промышленные предприятия (в том числе колхозы и совхозы), учреждения, учебные заведения и тому подобное. Если их соответственно представить в виде и параметры будут означать, что на и-степени отбора исследователь имеет дело со вторым типом объектов репрезентации ($i = 1, 2$). На последней ступени отбора исследователь, как правило, имеет дело не с объектами репрезентации, а с единицами наблюдения.

Описанные нами способы районирования выделенных на промежуточных ступенях отбора объектов репрезентации и единиц наблюдения также могут быть описаны с параметров, где $k = 1, 2, 3$ указывает тип алгоритмов и методов типологизации выделенных элементов степени отбора. Таким образом, процесс формирования выборочной совокупности может быть представлен в виде вектора, где - размерность вектора, указывающая на количество ступеней отбора. Согласно рассматриваемой классификации способов отбора объектов репрезентации и единиц наблюдения можно представить трехмерным вектором, где параметр указывает на тип отбора и принимает значение $t = 0,1,2.$

Статья: Выборка в социологическом исследовании
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Примем следующие обозначения: если проводится сплошной отбор, то принимается $k$ равным $0$. Если же проводится случайный или направленный отбор, то будет принимать соответственно значения $k = 1$ или $2.$

Изменение второго параметра означает, что выполняется один из видов или случайного или направленного отбора. Третий параметр $n$ указывает, что уже выделенных видах отборов применяются различные разновидности отборов, организованные по заранее разработанным критериям. В том случае, когда $n = 0$, мы можем выделить только тип и вид отбора единиц. Если же $p = 0$, то в этом случае указывается только тип отбора (сплошной, случайный или направленый). С учетом выделенного обозначения и предложенной классификации способов отбора можно каждый вид, тип и вид отборов представить в виде таких векторов.

Замечание 1

Отметим, что способ районирования и способ отбора определяются типом объектов репрезентации на промежуточных ступенях или характером единиц наблюдения на последней ступени отбора. Поэтому и способ районирования, и способ отбора в рассматриваемой блок-схеме зависят от типа объектов репрезентации и единиц наблюдения, выделенных на этих ступенях отбора.

«Выборка в социологическом исследовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Примеры случаев организации исследований

Рассмотрим несколько отдельных случаев организации выборочных исследований и проследим, как изменяются параметры, образуют тип выборки. Предположим, например, что выборка одноступенчатая, то есть на первой ступени отбора из генеральной совокупности отбираются единицы наблюдения. В этом случае тип выборки будет характеризоваться вектором, размерность которого равна единице.

Рассмотрим возможные способы отбора единиц наблюдения в одноступенчатой отборе совпадают с единицами наблюдения) из генеральной совокупности и типы их районирования. Поскольку из генеральной совокупности отбираются непосредственно единицы наблюдения, то ни о каком районировании не может быть и речи. Поэтому первый параметр вектора обозначим.

Замечание 2

Отметим, что районирован и гнездовой отбор характерные только для многоступенчатой выборки, так как на первой ступени отбора происходит выделение типичных групп гнезд и отбор пределах выделенных групп, а на следующих этапах отбор осуществляется уже внутри выделенных на первом этапе гнезд.

Даже в том случае, когда исследователь изучает все единицы гнезд, отобранные на первой ступени отбора, мы можем такую выборку рассматривать как двухступенчатую, так как на первой ступени единицы отбора не совпали с единицами наблюдения. Что касается способов отбора, то, поскольку нам необходимо сформировать выборочную совокупность, речь может идти только о случайном или направленном отборе. Поскольку на первой ступени районирования отсутствует, то нет смысла рассматривать такие виды случайного отбора как районирован и гнездовой.

Аналогичных ограничений не существует ни для одного из видов направленного отбора. Таким образом, можно выделить совокупность типов и видов отбора, которые чаще всего встречаются при одноступенчатой отборе в таком виде.

Произвольная многоступенчатая выборка

Остановимся на произвольной многоступенчатой выборке и рассмотрим способы отбора на промежуточной и последней ступеньках. На промежуточной ступени отбора объекты репрезентации будут выделяться из групп, сформированных на основе определенного алгоритма по ряду признаков. Что касается способа их отбора, то сплошной и некоторые виды направленного отбора (квотный и «стихийный») в этом случае не применяются. Случайный отбор и все его модификации могут быть широко применяются на этой ступени.

Но если количество групп, из которых изымаются объекты репрезентации, будет достаточно велика, то процедура изъятия объектов методами вероятностного отбора будет достаточно трудоемкой. В этом случае исследователь может использовать такой вид направленного отбора, как отбор единиц методом основного массива или такой вид случайного отбора, как систематический, которые позволят ему упростить процесс выборки без особого ущерба для точности результатов.

Замечание 3

Определяя объем выборочной совокупности исследователь, как правило, выходит из требований получения информации необходимой точности. Выборка считается статистически точной в том случае, когда случайные ошибки малы. Точность получаемых результатов находится в пропорциональной зависимости от объема сложившейся выборочной совокупности: увеличивается объем выборки - повышается точность. Однако точность получаемых результатов исследования является важным, но далеко не единственным фактором, влияющим на объем сложившейся выборочной совокупности.

В ряде исследований возникают ситуации, когда объем сформированного избирательного сумме не позволяет полностью реализовать все поставленные задачи. И если объемы выборок в этих исследованиях, как правило, достаточно для анализа одномерных распределений признака в выборочной совокупности, то они явно недостаточны для двумерных (и тем более трехмерных) таблиц распределения признаков. В этом случае слабая наполняемость "Клеток" таблиц не позволяет с высокой степенью достоверности и точности утверждать о значимости различий исследуемых признаков. Но к таким выводам исследователи приходят апостериори, то есть уже после окончания исследования, на этапе анализа первичной социологической информации.

Выводы

Таким образом, мы приходим к выводу, что необходимо до начала этапа сбора информации, то есть на подготовительной стадии исследования (при описании объекта и предмета исследования, интерпретации основных понятий, формирование рабочих гипотез), планировать не только точность собираемой (величину случайных ошибок выборки), но и желаемую значимость различий анализируемых признаков. Это, в свою очередь, требует априорного описания объекта исследования и четкого формулировка гипотез, будут проверяться в процессе анализа информации. Все эти требования объединяются в группу аналитических требований, предъявляемых к объему сложившейся выборочной совокупности.

Замечание 4

Таким образом, под аналитическими требованиями понимаются ограничения, накладываемые на формируемый объем выборочной совокупности и на степень дробления исследуемых признаков, зависящие от задач дальнейшего анализа полученной социальной информации. Мы можем сформулировать основное правило определения объема выборочной совокупности в зависимости от выдвинутых аналитических требований: объем сложившейся выборочной совокупности должен быть кратным произведению числа клеток в рассматриваемой таблицы сопряженности признаков на объем совокупности единиц наблюдения, содержащийся в клетке, выбрано с учетом удовлетворяет исследователя значимости разницы долей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot