Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема исследования в социологии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Социология / Социологические исследования / Проблема исследования в социологии
Проблема исследования в социологии

Характеристика проблемы социологического исследования

Проблема социологического исследования формируется если социальный процесс не поддается достоверному объяснению, вызывает беспокойство и сомнения.

Проблема исследования в социологии отражает ситуацию, в которой присутствует:

  • конфликт интересов общностей институтов;
  • социальная дезорганизация;
  • конфронтация интересов социальных групп.

Все эти факторы способны угрожать стабильности и выступать главным показателем социальных изменений.

Проблемы исследования в социологии могут сильно варьировать по своей масштабности.

Замечание 1

Некоторые социальные проблемы находятся исключительно в пределах определенного сообщества или организации, другие касаются интересов целых этнонациональных общностей, регионов, общественных институтов, больших социальных групп, всего государства. Социальная проблема высшего уровня становится социетальной, т.е. касается потребностей и интересов всего социума в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В основе социальной проблемы лежит противоречие, которое и обозначает тип будущего исследования:

  • теоретико-прикладное исследование (например, изучение потребностей различных групп населения, социальных механизмов мобильного поведения отдельных индивидов, механизмов мобильности в качестве всестороннего общественного процесса);
  • инженерно-прикладное (например, исследование текучести рабочей силы, изучение трудовых конфликтов, динамики развития и средств урегулирования конфликтов между работниками и владельцами предприятий).

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы

В любой социальной проблеме совмещены две взаимосвязанные стороны:

  1. Предметная сторона характеризуется неполной осведомленностью о социальной ситуации, существующей в реальности, в результате чего невозможно урегулировать социальные процессы уже имеющимися знаниями.
  2. Гносеологическая сторона характеризуется выявлением таких явлений и процессов, природу которых теоретически еще не объяснили, вследствие чего отсутствуют необходимые алгоритмы для прогнозирования, описания и воздействия. Социальная проблема, спровоцированная поведением людей или определенными условиями, может не осознаваться в качестве общественной потребности, так как еще не достигла очевидного для всех уровня.

Требования, предъявляемые к развертыванию проблемы социологического исследования

К развертыванию проблем исследования в социологии предъявляют определенные требования:

  • наиболее четкое разграничение между искомым, неизвестным, «проблематичным» и известным, данным «непроблематичным»;
  • отчетливо выраженное отделение в отношении общей проблемы существенного и несущественного;
  • разделение общей проблемы на более мелкие элементы и дальнейшее их упорядочение по приоритету и частным проблемам.

Выбор объекта исследования происходит после формулировки проблемы. Объектом исследования могут выступать:

  • социальные взаимоотношения;
  • область социальной действительности;
  • социальный процесс.

Непосредственному исследованию могут подвергаться предмет изучения и особенности, свойства объекта изучения. Предмет исследования отражает отличия интересов личностей, социальных субъектов и организаций, образующих полюса конфликта или социального противоречия.

Замечание 2

Предмет социологического исследования содержит основной вопрос проблемы, связанный с предположением выявить в нем ведущую тенденцию или определенную закономерность. Постановка такого вопроса и является источником выдвижения рабочих гипотез.

К проблемам исследования в социологии можно отнести:

  • определение объекта и проблемы исследования;
  • выяснение пропорционального соотношения выборочных совокупностей – клиентов и сотрудников социальных служб;
  • использование субъектно-субъектного подхода;
  • размытость между социальной и исследовательской проблемами;
  • нечеткость понятийного аппарата.
Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24