Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы исследования аудитории

Генеральная и выборочная совокупности

Замечание 1

Главным объектом исследований внутри информационного рынка является аудитория. Особый интерес в исследованиях аудитории представляет рассмотрение характеристик аудитории, факторов ее привлечения.

На информационном рынке существует следующие направления деятельности: привлечение и удержание аудитории и рекламодателей; прогнозирование деятельности конкурентов и их нейтрализация.

В исследованиях аудитории используют выборочные методы и процедуры. При обозначении принципов отбора основным фактором выступает генерализуемость, возможность переносить полученные выводы на всю совокупность объектов исследования.

  1. Генеральная совокупность – это совокупность всех объектов, которые необходимо изучить в рамках программы исследования. Если объектом исследования является целевая аудитория конкретных СМИ, то генеральная совокупность включает людей, имеющих характеристики целевой аудитории (избиратели отдельного округа, читатели политических изданий и т.д.).
  2. Выборочная совокупность – часть объектов генеральной совокупности, которые при помощи специальных приемов отобраны из всей совокупности в целом. Выборка создается с помощью статистических методов и представляет собой микромодель генеральной совокупности.

Существуют следующие виды выборки: вероятностные, или случайные; целенаправленные – отбор объектов происходит на основе их характеристик, определяемых исходя из поставленных целей и задач.

В современных условиях традиционные методы взаимодействия аудитории и СМИ используются редко. Взаимодействие с населением происходит по принципу одностороннего информационного давления со стороны СМИ. Аудитория на процесс может повлиять только, отказавшись от просмотра, прослушивания или покупки средств информации.

Избежать отчуждения со стороны аудитории помогают медиаисследования – социологические исследования аудиторий СМИ, осуществляющие регулярные мониторинги целевой аудитории и реализующие научные проекты.

Опросы и их вопросы

Основным способом исследования аудитории является тот или иной метод опроса. Отдельные группы людей опрашивают для получения разнообразной информации о СМИ, рекламе.

Опрос основан на письменном или устном обращении к целевой аудитории. Результаты опросов зависят от ряда обстоятельств: психологического состояния респондента, ситуации опроса, содержания устного вопроса или анкеты. К разновидностям опроса относятся анкетирование и интервьюирование.

«Методы исследования аудитории» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Человек – непосредственный источник информации, участник исследований. Полученная информация непосредственно связана с его интересами и опытом.

Интервьюирование может проводится по месту жительства или месту работы; носить уличный характер; быть массовым или экспертным.

Различают следующие виды интервью: лицом к лицу, с номером в руках, телефонное, Фукус-группа.

Разновидности анкетирования: почтовое, прессовое, раздаточное, интернет-опрос.

Вопросы, предлагаемые во время интервью или анкетирования, могут быть: основными (собирают информацию о содержании исследуемой проблемы), неосновными (вопросы-фильтры и контрольные вопросы); открытыми; закрытыми (иметь перечень возможных ответов); прямыми или личными; косвенными или безличными.

Основные методы исследования аудитории

Замечание 2

Медиаметрические исследования направлены на изучение количественного объема аудитории определенной передачи, программы, издания. Согласно медиаметрическим исследованиям та или иная медиапродукция занимает определенный рейтинг по шкале изменения популярности.

Контент-анализ – методика исследования, предметом анализа которой выступает содержание продуктов коммуникативной корреспонденции и текстовых массивов.

К методам контент-анализа относятся:

  • Социально-психологический и социологический эксперимент: изменение заголовка, модели издания, типа публикации; расположение в программе или на полосе; оформление; лабораторные эксперименты с видеоматериалом и последующим наблюдением за аудиторией и/или ее опросом.
  • Социопсихолингвистические методы: метод коллажа, ассоциативный метод семантического дифференциала и т.д.
  • Изучение статистических данных: число подписчиков, количество тиражей, изучение количества пользователей, исследование динамики этих показателей за определенный период.

К специфическим методам работы с аудиторией относятся:

  1. Дневниковые методики-панели. Аудитория в специальных дневниках фиксирует некоторые аспекты потребления СМИ: каналы, время просмотра, передачи и т.д. Метод основан на принципе самозаполнения. Он позволяет учитывать аудиторию сразу нескольких каналов и средств информации, получать сведения о потребительском поведении.
  2. Электронный мониторинг, пиплметрия. Показывают большую точность при проведении исследования.

Изучение аудитории печатных СМИ позволяет исследовать зависимость потребления информации от времени года, времени суток, дня недели; количество читаемых экземпляров за определенный период; как получено печатное издание и т.д. При исследовании данной аудитории сложно фиксировать моменты чтения, нельзя использовать электронные счетчики. Для изучения аудитории печатных СМИ чаще всего используют дневниковые модели, очные интервью.

При изучении телеаудитории учитывается: количество задействованных телевизоров, технический охват телевидения, размер аудитории в разные дни недели, среднее время просмотра телепередач, рейтинг и доля передач и канала, социально-демографические характеристики аудитории. Традиционный метод подсчета телеаудитории- применение дневников, в которых фиксируются: канал, передача, время просмотра и т.д. В настоящее время все более распространенным становится пиплметрия – использование специальных приборов TV-метров, автоматически регистрирующих время просмотра передач и каналы.

Изучение радиоаудитории основывается на исследовании таких показателей, как: аудитория станции, среднесуточная радиоаудитория, доля аудитории станции, рейтинг станции, место слушания и частота, потребительские и демографические характеристики аудитории. Методы исследования радиоаудитории: дневники, телефонный опрос.

При исследовании аудитории Интернета применяют следующие показатели: количество заходов хостов, общее обращение пользователей по хитам, метки кукисы. Используются телефонные опросы и дневники.

Дата последнего обновления статьи: 06.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot