Задачи мониторинга
В научном обороте под понятием «задача» понимают некоторую проблемную ситуацию, в которой заранее задана цель. Чаще всего задача отвечает на вопрос «Как сделать?», и возникает по мере осознания и конкретизации проблемы в какой-либо области.
Социальный мониторинг является достаточно сложным, структурированным процессом, и одна из его особенностей – это многозадачность.
Чаще всего, задачи мониторинговых исследований зависят от той области, в которых их проводят. Целью любого мониторинга является оценка текущего состояния социальной системы, а также прогноз по ее дальнейшему развитию.
Задачи мы можем объединить в следующие блоки:
- Определение предмета социального мониторинга, его идентификация в структуре социальной, культурной и институциональной проекций;
- Создание информационной базы социального мониторинга на основе показателей и индикаторов текущего состояния общества в целом или каждого его элемента в частности;
- Подготовка аналитических материалов на основе информационной базы;
- Адаптация и использование математических методов для анализа полученных данных. В данном случае речь идет о таких методах, как метод кластерного анализа (двухступенчатого, интеллектуального), дисперсионный анализ, метод поиска связей между переменными, метод построения индексов;
- Накопление и архивирование информационной основы, которая необходима для проведения социального мониторинга;
- Описание прогнозного фона и непосредственное прогнозирование, а также моделирование сценариев дальнейшего развития событий в той или иной исследуемой социальной среды;
- Сопоставление полученных данных с международными данными, которые были получены в этот же временной промежуток, но в иной территориальной среде.
Определенным образом мониторинг впервые был использован при изучении экологического состояния окружающей среды, и именно в рамках данной сферы были обозначены основные задачи социального мониторинга. Некоторые из них могут быть универсальными и для других институциональных структур. Например:
- Контроль за качеством объектов, которые могут тем или иным образом влиять на социально-политическую, экономическую или культурную среду общества;
- Определение источников негативного влияния, их локализацию;
- Получение информации о текущих изменения в общественной среде;
- Прогнозирование состояния качества общественной жизни, а также жизни каждого человека в обществе.
Единой для всех задачей мониторинга является выявление и фиксация процессов и деформаций, а также других изменений в обществе в определенный промежуток времени, а также дальнейшее сравнение полученных показателей с предыдущими показателями.
Задачи социального мониторинга средств массовой информации
Основной задачей при мониторинге конкурентной среды средств массовой информации является своевременное выявление и прогнозирование тенденций развития конкурентных ситуаций, влияющих на устойчивое положение компаний, в целях разработки и реализации мер по использованию открывающихся возможностей или предупреждению надвигающихся угроз.
Задачи социального мониторинга социально-психологической и педагогической среды
Говоря о мониторинге в социально-психологической и педагогической сфере, принято выделять следующие задачи:
- Организация наблюдения за интеллектуальным, личностным и социальным развитием обучающихся;
- Учет влияния образовательной среды учреждения, что позволит администрации, педагогическому коллективу и органам образования осуществлять анализ воздействия традиционных и инновационных педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся;
- Принятие управленческих решений, распределение кадровых, финансовых и иных ресурсов.
Таким образом, мониторинг позволяет отследить психологическую составляющую образования и своевременно принимать решения о судьбе тех или иных педагогических инноваций. Также, благодаря социальному мониторингу становится возможной корректировка образовательных задач и создание необходимых условий для дальнейшего развития в соответствии с требования глобального общества.
В образовательной среде актуальность мониторинга учебных пособий и обучающего материала обусловлена следующими задачами:
- Получение информации о полноте обеспечения учебных программ в общеобразовательных учреждениях современными учебниками и учебными пособиями;
- Получение информации о соответствии учебников, включенных в федеральные перечни учебников, требованиям учебного процесса для формирования соответствующих знаний, умений, навыков и компетенций, описанных в федеральных государственных образовательных стандартах;
- Оценка востребованности учебников из федеральных перечней учебников;
- Оценка востребованности учебных пособий, издаваемых организациями, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;
- Получение информации об источниках средств, на которые приобретаются учебники и учебные пособия.
Помимо этого, важной задачей является получение информации о нормативных правовых документах субъектов РФ и муниципальных образований, регулирующих обеспечение образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями.