Источники развития социальной культуры детей
В формировании и развитии социальной культуры детей выделяют:
- внутренние источники;
- внешние источники.
Основными внутренними источниками развития социальной культуры являются:
- Задатки и возможности, полученные при рождении и приобретенные в раннем детстве. Каждый ребенок обладает значительным индивидуальным потенциалом развития, но полнота его реализации от определенных условий социализации.
- Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии физиологического, биологического, психологического и социального факторов. На становлении социальной культуры сказывается задержка в развитии.
- Уровень развития органов чувств. С помощью органов чувств ребенок познает среду жизнедеятельности, формируется и обогащается. Познание мира определяется адекватностью его развития, поступков и действий. Негативные проявления в формировании органов чувств препятствуют полноценному взаимодействию со средой жизнедеятельности. Восприятие среды носит индивидуальный характер, обусловленный особенностями и уровнем их развития.
- Врожденные рефлексы. Поддерживают жизнедеятельность организма, дают ребенку себя проявить, реализовать индивидуальные потребности и возможности в процессе социализации.
К внешним источникам развития социальной культуры ребенка относятся:
- на микроуровне – конкретные люди и группы людей, выступающие трансляторами социального опыта и с помощью которых ребенок приобщается к системе социальных норм и ценностей (семья, школа, спортивные кружки, творческие объединения и т.д.;
- на мезоуровне – печать, средства массовой информации, телевидение, интернет, литература, искусство и т.д.; эти источники определяют интересы ребенка, общее восприятие мира, нравственные ценности и идеалы.
Социально-коммуникативное развитие ребенка
Социально-коммуникативное развитие ребенка направлено на формирование и развитие компетентностей:
- информационной,
- технологической,
- социально-коммуникативной.
Социально-коммуникативную компетентность рассматривают с двух сторон:
- социальная сторона – взаимодействие между членами какой-либо группы, соотношение между личными стремлениями и стремлениями других людей;
- коммуникативная сторона – способность получать нужную информацию в процессе диалога, отстаивать собственную точку зрения, не пренебрегая позицией оппонента.
Основными компонентами становления социальной культуры ребенка являются:
- окружающая среда,
- культура общения ребенка со сверстниками и взрослыми,
- широкий диапазон и разнообразие видов деятельности.
Детский возраст – наиболее благоприятное время для формирования любознательности, что позволяет развивать у ребенка активный интерес к разным профессиям.
Ознакомление детей с различными профессиями помогает:
- расширить кругозор и общие знания об окружающем мире,
- сформировать раннюю профессиональную ориентацию,
- сформировать элементарный опыт профессиональных действий.
В детском возрасте наблюдается замыкание связи межу миром предметов и миром человеческих отношений (Д.Б. Эльконин).
Условия успешной социализации ребенка
Для успешного формирования и дальнейшего развития социальной культуры ребенка необходимо соблюдать следующие условия:
- создание атмосферы, эмоционально благоприятной, способствующей развитию индивидуальных и творческих особенностей ребенка, навыков созидательной деятельности;
- воспитание терпимости и уважения, развитие позитивного отношения к окружающим людям;
- развитие способности устанавливать и сохранять контакты с другими людьми, слушать и слышать, сотрудничать, видеть эмоциональные состояния и переживания других людей;
- формирование социальных навыков, помогающих установить благожелательные отношения, способствующих общению с людьми;
- развитие способности адаптироваться в сложной ситуации;
- обогащение предметно-пространственной среды.