Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Детская субкультура

Детская субкультура: сущность понятия

Определение 1

Детская субкультура – это система бытующих в детской среде представлений о мире и ценностях, культура, живущая по специфическим и самобытным законам.

Под субкультурой понимают систему ценностей и установок социальной группы людей, которая отличается от общественной культуры, хотя и имеет связи с ней. В современном обществе существует множество субкультур. Среди многообразия субкультур отдельно следует выделить детскую субкультуру.

В более широком значении детская субкультура представляет собой, все то, что общество создает для детей. В узком смысле детская субкультура - это установки и ценности, формы общения, осуществляемые среди детских групп. Среди общей культуры, детская субкультура имеет статус подчиненной и в то же время автономной, так как эти это отдельная категория людей, имеющая свой язык и свои особенности.

В научной среде XX века мало ученых занимались вопросами детской субкультуры, первым исследователем детской субкультуры в России был профессор Г. С. Виноградов. В начале 1920-х им был опубликован целый ряд трудов, но все его исследования, как и исследования других авторов в 30-е гг. были насильственно прерваны. Возобновился интерес к детским субкультурам только во второй половине XX века, а главным толчком для этого послужила книга «Фольклор и язык школьников» А. Опи и П. Опи. Книга была издана в конце 1950-х и задала стратегию исследования детской субкультуры на последующие тридцать лет.

Многие издания писали, что эта книга открыла новый мир.

На уровне досуговой самореализации детскую субкультуру отличают следующие особенности:

  • развлекательная направленность наряду с рекреативной функцией;
  • американизация культурных потребностей и интересов, ценности отечественной культуры вытесняет массовая, с ориентацией на американские ценности;
  • предпочтение отдаётся потребительским ориентациям;
  • недостаточная индивидуализированность культуры – выбор ценностей привязан к групповым стереотипам, те, кто не согласен с большинством, всегда попадает в ряды изгоев;
  • культурная самореализация – досуговая деятельность детей, не связана с учреждениями культуры, больше связана с телевидением;
  • отсутствие этнокультурной самоидентификации – современные ценности базируются либо на западной модели, либо на традиционной советской. Народную культуру многие сегодня воспринимают как анархизм (фольклор, традиции и обычаи).
«Детская субкультура» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка.

Компоненты детской субкультуры

Детская субкультура является важным компонентов социализации детей в обществе. В процессе приобщения к культуре специально создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия детей с ровесниками, развитию его умений войти в общество детей, вести совместную деятельность, в результате осуществляется процесс социальной адаптации. Наряду с этим, познание мира ровесников и взрослых дает возможность познакомиться с ценностями других людей, осознать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, таким образом, происходит процесс индивидуализации.

  1. Детский фольклор в виде песенок, потешек, прибауток, дети с помощью фольклора учатся общаться.
  2. Детский правовой кодекс, раскрывает своеобразие норм поведения со сверстниками, мириться, с помощью примирительных ритуалов и избегать конфликтных ситуаций с помощью дразнилок и обзывалок.
  3. Детский юмор, перевертыши и анекдоты, детские стишки.
  4. Формы и способы свободного времяпровождения, ведущее место за игровой деятельностью.
  5. Детская картина мира – особая система знаний, включающая совокупность представлений, захватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.
  6. Детское философствование, которое начинается с вопроса «почему», и заканчивается рассуждениями о жизни и смерти.
  7. Детское словотворчество – языковые перевертыши.
  8. Наделение прозвищами сверстников и взрослых.

Содержание и особенности детской субкультуры

Сегодня происходит разрыв между детской субкультурой и культурой для детей, которую создают взрослые. Многие современные телепередачи, книги не учитывают возрастные особенности и возможности детей, они не созданы для детского восприятия. Навязывают раннее развитие детей, что ведет к тому, что память перегружена ненужными сведениями. Пагубное влияние оказывают и средства массовой информации, которые перенасыщают детскую культуры элементами взрослой. Телевизор и компьютерные игры все больше заменяют игровую деятельность, подвижную деятельность, которая так необходима детям.

Детская субкультура, содержит не только особенности поведения, но и социокультурные образы, модели, которые дети передают из поколения в поколение. Дети приспосабливаются к таким пластам субкультур, важными функциями детской субкультуры являются:

  • самореализация;
  • психотерапевтическая;
  • социализирующая;
  • культуроохранная;
  • прогностическая.

Таким образом, детская субкультура - это уникальный феномен, который представляет собой результат жизнедеятельности детского сообщества. С помощью детской субкультуры удовлетворяются потребности детей отдельно от взрослых, отдельно от семьи, формируется опыт ребенка, происходит его культурное развитие.

Выводы

Главной особенностью детской субкультуры является то, что она имеет явные отличия от мира взрослых, но при этом она не может развиваться и существовать без мира взрослых.

Согласно последним исследованиям в современное время детское сообщество терпит большие перемены, резко сократилось пространство для игровой деятельности, как в сельской местности, так и в крупных городах, что крайне отрицательно сказывается на психологическом состоянии детей.

Территориальное разделение детей и граница между детскими поколениями привела к невозможности реализации детьми своей групповой социальной жизнедеятельности, с ограничением детского пространства, еще сильней ограничилась передача детского опыта, богатства форм детской субкультуры от одного поколения к последующим.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot