Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Антропология детства

Определение 1

Антропология — это система научных дисциплин, которые занимаются исследованием человека, в том числе анализом происхождения, развития и существования индивида в условиях природной и искусственной (культурной) сред.

Предмет и направления антропологии детства

Понятие «детство» часто используется в различных областях науки и культуры. «Детство» в узком смысле включает начальный этап жизни человека, который характеризуется началом первичной социализацией в семье (состояние человека, предшествующее «взрослости»).

В широком понимании категория включает систему следующих элементов:

  • Объекты,
  • События,
  • Процессы,
  • Социальные институты,
  • Социальные практики в отношении детей.

Данная система формируется и поддерживается обществом. Она непрерывно возобновляется в процессе жизнедеятельности детей, которые осваивают и интегрируются в социальную реальность.

Сегодня уже накоплено большое количество эмпирической информации о детстве. На основе нее была осуществлена выработка междисциплинарного подхода к изучению этой категории. В антропологическом исследовании детства выделяют несколько направлений (физическое, социальное, психологическое).

Физическое направление занимается изучением преимущественно физического развития ребенка (рост, вес) и сенсомоторных процессов (соотношение биологических и этноспецифических факторов, включая питание, способы ухода и др.).

Еще одно направление состоит в изучении социализации детей. Оно исследует институты и методы приобщения детей к культуре, а также то, кто и каким образом должен определяет цели и средства воспитания, как производится контроль и корректировка результатов.

Психологическое направление изучает психологические различия детей, которые воспитываются в разных социальных и этнокультурных средах. Эти различия включают развитие детской речи, закономерности формирования моральных и ценностных ориентаций, индивидуальное самосознание и др.

«Антропология детства » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В отечественной науке рассматриваются два близких по смыслу понятия: «антропология детства» («этнография детства») и «этнопедагогика». Этнопедагогика представляет собой отрасль науки, которая находится на пересечении этнографии и педагогики. Она занимается исследованием способов и методов социального воздействия на детей. В его процессе происходит совершенствование личности, которая усваивает нормы, ценности, опыт, традиции и обряды народности.

Соотношение антропологии детства и этнографии

Антропология детства является субдисциплиной этнографии. Она состоит из этнопедагогики и элементов детской субкультуры, создающейся и бытующей исключительно в детской среде. Содержание термина «детская субкультура» не определено точно.

Некоторые исследователи считают, что употребление понятия «субкультура» в отношении культуры детства не уместно, объясняя это тем, что важным признаком субкультуры считается добровольность ее принятия (в данном случае отсутствует). Часть ученых считают допустимым употребление «широкого» определения «детской субкультуры» как всего того, что создало человеческое общество для детей и самими детьми.

Вместо распространенного до этого в России понятия «этнография детства» в последнее время все чаще стал употребляться термин «антропология детства». Их, а также «этнологию детства», как правило, считают синонимами.

В качестве объекта антропологии детства выступает детство как явление этнической культуры. Предметная область состоит из конкретного содержания и динамики семейного, школьного, общинного воспитания и детской субкультуры у различных народов. В предметную область направления входят способы, методы и механизмы трансляции этнопедагогического знания.

Развитие личности происходит в группах (семьях, общинах, детских коллективах), которые по иерархии располагаются на ступенях онтогенеза. Группы, включая детские, рассматриваются в качестве развивающихся систем. Они формируют культурную и социальную ситуацию, необходимую для развития личности ребенка, что дает возможность проанализировать детство в этнографическом пространстве и этнологической горизонтали (видение личности ребенка через призму существующих культур).

Для антропологии детства характерно комплексное изучение детства. Она рассматривает все аспекты, которые влияют на следующие процессы:

  • Рождение,
  • Воспитание,
  • Образование.

С помощью метода исторической реконструкции, используемого этнографами, появляется возможность воссоздания главных социальных институтов и особенностей их работы в сфере воспитания детей и собственного воспроизводства.

Проблема антропологии девства

Главная проблема антропологии детства остается проблемой социализации ребенка у разных народов. Социализация представляет собой систему всех социальных и психологических процессов, благодаря которым человек начинает усваивать знания, нормы и ценности. Они позволяют функционировать человеку как полноправному члену общества.

В целом процесс социализации условно включает систему из четырех составляющих (стихийная социализация, относительно направленная социализация в процессе и в результате воздействия со стороны государства, относительно социально контролируемая социализация в ходе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания, сознательное изменение).

Важный институт первичной социализации — это семья. Она способствует индивидуальной и, одновременно, социальной дифференциации содержания, задач и методов воспитания в соответствии с имущественным и социальным статусом отдельной семьи. Семейное воспитание, тем не менее, не способно обеспечивать адекватную подготовку детей ко всем формам жизни и деятельности. Отсюда появляется потребность во вторичной социализации.

Основные агенты вторичной социализации включают религиозную общину, школу и другие институты. Часто они вступают в сложнейшие и противоречивые отношения с семейным воспитанием, при этом их роль можно соотнести с конкретными этапами жизненного цикла.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot