Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Популяризатор дарвинизма Джон Леббок

Джон Леббок: биографическая справка

Джон Леббок родился 30 апреля 1834 года в Лондоне.

В 1845 году он поступил в Итонский колледж. После его окончания Леббок начал работать в банке отца.

Поместье его родителя располагалось недалеко от дома Чарльза Дарвина, с которым Леббок был знаком с детства.

В 1864 году Леббок занял пост Президента Этнологического общества, а в 1865 году стал вице-президентом Линнеевского общества.

В период с 1866 по 1867 год Леббок был Президентом Королевского энтомологического общества Лондона, а в 1868 году был назначен на пост Президента International Association for Prehistoric Archaeology.

С 1871 по 1873 год Леббок был Президентом Королевского археологического общества, а также занимал пост Вице-ректора Университета Лондона.

В 1881 году Леббока избрали президентом Британской научной ассоциации.

Также Леббок занимал пост Президента Лондонского Линнеевского общества и Президента Лондонской торговой палаты.

Научная деятельность Леббока

Джон Леббок является одним из основоположников английской антропологии. Он разделял идеи эволюционизма.

Леббок внес весомый вклад в развитие археологии, разработал периодизацию археологических памятников и разделил каменный век на два периода – палеолит и неолит.

В 1865 году в свет вышла книга Леббока «Доисторические времена, иллюстрированные древними остатками и обычаями современных дикарей». В основе этой работы лежал археологический материал, однако, последние три главы автор посвятил «современным дикарям».

Леббок писал, что настоящий дикарь не был знаком с земледелием, добывал себе пищу с помощью охоты и постоянно находился в состоянии выбора между каннибализмом и смертью. Он считал, что дикари – это отстающие в развитии народности, которые еще не дошли до уровня передовых наций.

Термин «доисторический» впервые употребил не Леббок, но именно благодаря его книге этот термин был популяризирован.

«Популяризатор дарвинизма Джон Леббок» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В 1870 году была опубликована книга Леббока «Начало цивилизации». В основе данного научного труда лежал анализ большого количества этнографического материала.

Нельзя сказать, что работы Леббока отличались теоретической глубиной. Большинство его выводов сегодня представляют интерес только с историографической точки зрения. Однако стоит отметить, его весомый вклад в развитие эволюционистской теории в антропологии.

Применяемый Леббоком подход к этнографии не отличался критичностью. Исследователь в основном опирался на факты, взятые из литературных источников, невольно перенимая обывательское отношение к первобытным людям.

Вместе с тем Леббок придерживался общих положений теории эволюционизма:

  • во-первых, он разделял идею о единстве человеческого рода и вытекающего отсюда единообразия культуры;
  • во-вторых, Леббок придерживался идеи о том, что прогресс человечества носит однолинейный характер, то есть человечество двигается от низших стадий развития к высшим. Правда, впоследствии историки опровергли эту идею, доказав, что народы могут не только прогрессировать в своем развитии, но и деградировать.

Сторонники эволюционизма применяли к социальным объектам естественнонаучные методы. И в этом плане Леббок внес заметный вклад в науку. Он рассматривал этнографию и археологию как средство для построения истории человеческой культуры. Для этого он предлагал использовать методы геологии, объясняя это тем, что археология находится на границе между геологией и историей.

Леббок считал, что человеческий род представляет собой психическое единство, и сходные общественные институты и обычаи закономерно возникают у разных народов независимо друг от друга. Основным средством выявления универсальных эволюционных стадий развития человечества для Леббока был сравнительный метод.

Он был автором концепции «безрелигиозного периода» в истории человечества.

Леббок считал, что самая ранняя стадия развития религии – нулевая – это атеизм. Через несколько стадий – фетишизм, шаманизм, антропоморфизм – люди приходят к монотеистической религии.

Из дарвинизма Леббок заимствовал принцип выживания наиболее приспособленных. Различия в темпах развития народов, по мнению исследователя, объясняются различием способностей, то есть биологическим неравенством рас.

Леббок утверждал, что современные ему отсталые народы не владеют речью, живут в антисанитарных условиях, вынуждены оставаться колонизируемыми, в то время как жители Европы интеллектуально развиты, поэтому европейские страны быстро развиваются. Эти идеи Леббок заимствовал у эволюционистов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 14.03.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot