Критерии социализации личности
Уровень социализированности принято определять категорией социальной зрелости. Социальная зрелость является интегральным качеством личности, которая освоила и приняла нормы конкретного общества, проявлением чего является выполнение ею ее социальных функций.
Одно из важнейших условий социализации личности - это диагностика потребности и готовности к социализации. Однако проблема диагностирования уровня социализации личности остается недостаточно разработанной. Особенно остро дефицит научно обоснованных методик диагностики ощущается в социальной педагогике.
Социальной педагогикой выработаны критерии социализации личности подростка, которые представлены:
- когнитивным компонентом (насколько подросток осведомлен о важнейших социальных проблемах, какова его успеваемость);
- эмоционально-волевым компонентом (представлен системой отношений к собственной и иным национальностям, к социуму, труду и т.д.);
- поведенческим компонентом (представлен такими показателями как активность, коллективизм, характер межличностных отношений).
Данные показатели и критерии социализированности личности подростка зачастую используются и при работе с иными возрастными группами.
Основы диагностики социализации
Можно выделить ряд требований, которые должны быть применимы к любой технологии или методике диагностики социализации:
-
системность - обозначает учет логики процесса обучения и воспитания, целостность и взаимосвязи всех его частей;
-
доступность – это означает, что такая методика может массово применяться учителями, социальными педагогами, воспитателями и т.д.;
- надежность – подразумевает, что полученные выводы будут максимально обоснованными;
- информативность - подразумевает, что результаты диагностирования позволят ответить на широкий круг вопросов;
- экономичность - подразумевает, что минимум затраченного времени и усилий.
Исходными теоретическими посылками при диагностике социализации личности должны выступать следующие:
- необходимо исходить из реального уровня социализации, на котором находится личность в рассматриваемый момент, при этом необходимо учитывать, каковы темпы и масштабы продвижения от личного, стартового уровня к ожидаемым результатам его развития;
- диагностику необходимо рассматривать не только в качестве инструмента познания социализации индивида, но и в качестве инструмента, создающего условия для его дальнейшей социализации.
Следовательно, в теоретических основах социализации личности заложена практическая направленность, выражающая весь комплексный процесс социализации: прогнозирование, реализацию, совершенствование, оценку результативности, коррекцию.
Методологические основы диагностики социализации личности должны включать требования, соблюдение которых делает диагностику более действенной и эффективной, учитывать мотивы и потребности, а также прогнозировать перспективы социальной, учебной или воспитательной работы, осуществляя ее с учетом выявленного уровня.
Функции диагностики социализации
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить несколько функций, выполняемых диагностикой социализации:
- информационно-прогностическая: получение данных об уровне социализации личности; результаты, полученные в процессе диагностики, рассматриваются в качестве исходных данных для прогнозирования и проектирования условий для дальнейшей социализации;
- коррекционно-формирующая: возможность одновременного выявления недостатков и отклонений, осуществление корректировки учебно-воспитательной деятельности с целью усиления эффективности социализации.
- оценочно-результативная: оценка результатов работы, определение, насколько точной и полной является реализация поставленных социально-педагогических задач.
Можно сделать вывод о том, что результаты диагностики представляют, с одной стороны, условия, а с другой стороны, отправной пункт при организации и планировании условий для социализации личности.