Девиантное или отклоняющееся поведение - это в первую очередь нарушение социальных, принятых в обществе норм. При этом нормы могут быть и установленными официально, и принятыми негласно. Важным понятием для определения девиантного поведения становится само понимание нормы, того, что дозволено, а что нет.
Проблемы девиантного поведения изучают различные науки: клиническая, педагогическая, возрастная психология; а также юриспруденция и социология. Особенно важно диагностировать и корректировать девиантное поведение в детском и подростковом возрасте.
Нужно помнить, что отклонения от нормы бывают не только негативными. Речь может идти о том, чтобы меня устаревшие нормы и стандарты. Здесь важно только то, какой будет результата: насколько позитивными эти изменения будут для социальной системы, не приведут ли к её разрушению.
Девиантное поведение часто возникает в рамках социального выбора: поставленные цели могут не соответствовать возможностям, отсюда использование всех средств, в том числе незаконных. Большое значение в данном случае имеет стремление к быстрому успеху, богатству, славе.
Чаще всего отклоняющееся поведение становится результатом проблем с адаптацией человека в обществе, тех или иных проблем социализации.
Типологий девиантного поведения много, приведём здесь ту, которую предложил Роберт Мёртон:
Более простую классификация девиаций разработал психолог Ю.А. Клейберг:
Нам кажется важным мнение психолога В. Франкла, который говорит о том, что девиации возникают из-за проблем с пониманием смысла жизни.
В рамках определения является ли то или иное поведение девиантным нужно учитывать множество факторов: особенности личности, мнение окружения, те или иные черты характера, первичность проявлений, исследование их в динамике и объективность. Так как для одного человека курение может считаться отклоняющимся поведением, а для другого нет. При этом отдельные проявления девиантного поведения можно отнести к эксцентричности или просто единичной ошибке.
Кроме того важно понимать, что такое норма. Для её определения используют статистический критерий: смотрят как часто то или иное явление встречается в обществе. Дополняют статистический критерий качественно-количественная оценка. Здесь анализируется степень выраженности и угрозы для жизни. В медицине также используется психопаталогический критерий.
Есть поведение, которое и без таких оценок признаются отклоняющиеся: например, преступления или попытка суицида.
В современной практике диагностика девиантного поведения строится на следующих принципах:
В школьной практике сегодня диагностика имеет симптоматический характер, но не проводится постоянно, как это бы следовало.