Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Практикум по психолого-педагогической диагностике

Сущность психолого-педагогической диагностики

Определение 1

Психолого-педагогическая диагностика – это система, которая базируется на психолого-педагогической теории, методологии и методике, позволяющих давать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развитию психических свойств, которые достигнуты группой или индивидом.

Замечание 1

Цель психодиагностики – установить психологический диагноз в качестве заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности и дать прогнозе дальнейшего их развития.

При рассмотрении системы обучения детей, необходимо рассматривать психодиагностику в качестве важнейшего средства обеспечения обратной связи, то есть в качестве средства информационного обеспечения педагогического процесса. В этой системе любое педагогическое воздействие начинается сбором психодиагностической информации, чтобы осуществить обоснованный выбор наиболее адекватного воздействия и завершается повторным психодиагностическим обследованием, чтобы сравнить реальный результат воздействия с желательным.

Иными словами, психолого-педагогическая диагностика предполагает изучение личности школьников в процессе реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании, чтобы его оптимизировать и создавать наиболее эффективные условия для развития ребенка.

Объект психолого-педагогической диагностики представлен всеми компонентами педагогического процесса: педагогом, учащимися, используемыми педагогическими средствами, действенностью форм организационного педагогического процесса.

Замечание 2

Предмет психолого-педагогической диагностики – индивидуальные особенности развития и воспитания школьников.

Задачи и принципы психолого-педагогической диагностики

Условно все задачи, возникающие при взаимодействии педагога с психологом в школе, подразделяют на психолого-педагогические и психологические. Выделяют следующие типовые задачи психолого-педагогической диагностики:

  • выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка;
  • разработать индивидуальные развивающие и коррекционные программы обучения и развития;
  • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
  • определить условия воспитания ребенка и специфику внутрисемейных отношений;
  • помочь в ситуациях с затруднениями в учебе;
  • профессионально консультировать и ориентировать подростков;
  • решать проблемы социализации и личностного развития.
«Практикум по психолого-педагогической диагностике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основными принципами психолого-педагогической диагностики являются:

  • комплексный подход к изучению человека;
  • единство диагностики и коррекции, учет зон актуального и ближайшего развития ребенка;
  • личностный подход;
  • деятельностный подход, учет ведущей деятельности ребенка;
  • динамическое изучение ребенка, оценка динамики его развития;
  • качественно-количественный подход в процессе анализа данных.

Этапы психолого-педагогической диагностики

Выделяют ряд этапов психолого-педагогической диагностики.

  • Первый этап – изучить запрос, жалобу, вопрос, сомнение. Этот же этап предполагает выяснение степени создания общих представлений об объекте психодиагностике и типе психодиагностической задачи.
  • Второй этап – сформулировать психодиагностическую проблему, то есть перевести запрос на психологический язык.
  • Третий этап – выдвигать гипотезы, в качестве основного звена методологической части программы психолого-педагогического обследования.
  • Четвертый этап – собрать дополнительную информацию, то есть изучить специальную литературу, опросить экспертов по имеющейся проблеме, анамнез, изучить личное дело, провести предварительные наблюдения и беседы.
  • Пятый этап – сформулировать основную диагностическую задачу или несколько задач.
  • Шестой этап – выбрать методику.
  • Седьмой этап – разработать процедуру обследования, то есть способ организации и последовательность применения разных психодиагностических приемов, график намеченных мероприятий.
  • Восьмой этап – провести психодиагностичекое обследование.
  • Девятый этап – оценить и интерпретировать полученные результаты в соответствии с отдельными методиками, соотнести первичные данные и соответствующие нормы.
  • Десятый этап – проанализировать результаты по всем полученным данным, то есть упорядочить все сведения в единую систему.
  • Одиннадцатый этап – поставить диагноз.
  • Двенадцатый этап – перевести диагноз на язык заказчика.
  • Тринадцатый этап – построить общую формулу, структуру отчета в соответствии с результатами диагностического обследования.
  • Четырнадцатый этап – сформулировать заключение, написать отчет, составить психологический портрет.
  • Пятнадцатый этап – сформулировать прогноз.
  • Шестнадцатый этап – составить рекомендации по дальнейшей работе с детьми.
  • Семнадцатый этап – провести мониторинг изменений и диагностическое сопровождение психокоррекционной работы.

Центральное понятие для работы психолога с детьми – социально-психологический статус ребенка.

Социально-психологический статус ребенка – это система психологических характеристик ребенка или подростка.

В рамках данной практико-ориентированной модели, параметры школьной среды разделяются на две группы:

  • психолого-педагогические требования, предъявляемые к ребенку школьной средой;
  • особенности самого ребенка, оказывающие существенное воздействие на успешность обучения и развития.

Психолого-педагогический статус учащегося состоит из характеристик двух типов:

  • критериальные – позволяют соотносить развитие наиболее важных психических сфер ребенка с разными нормативными показателями. На основании результата диагностики можно установить ряд определенных проблем обучения, поведения и личностного развития;
  • констатирующие – выявляют психологические особенности школьник, учитывать которые необходимо, чтобы создавать полноценные условия для обучения и развития.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot