Характерные черты массового общества и массового человека
Осмысление и интерпретация проблематики массового общества и массового человека произошло в результате возросшего уровня урбанизации в обществе, его очень стремительной технизации. Также на этот процесс оказала влияние демократизация общественной, политической и духовной жизни человека. Впервые черты массового общества и его проблематика была изложена в работах таких исследователей, как Ф. Ницше (1844-1900 гг.), О. Шпенглера (1880-1936 гг.), Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955 гг.), К.-Г. Юнга (1875-1961 гг.) и Г. Лебона (1841-1931 гг.).
Одна из характерных черт массового общества (или, иными словами, общества потребления) – появление на рубеже 19-20 веков так называемого «среднего человека», «массового человека». Также в этот период массовое общество осмысляется не как стихийно возникшее явление, а как результат глобальных процессов современности и изменений в системе ценностей.
Массовый человек в трудах вышеперечисленных нами авторов (Х. Ортеги-и-Гассета, Г. Лебона) предстает как индивид, чье сознание и чья воля очень легко поддаются влиянию со стороны группы. Группа разрушает сознательную и бессознательную психику индивида и заставляет его принимать новую систему ценностей, которая характерна для «среднего человека». К тому же, такой индивид менее требователен к себе и к окружающим, не притязателен, его потребности весьма примитивны. На его мышление влияет коллективная воля, таким образом решения чаще всего принимаются не по собственному желанию, а потому что «остальные придерживаются того же мнения».
Проблема массового общества и человека
Массовое общество опирается на действие масс. Массы состоят из людей, которые помещены в урбанизированную среду, составленную из множества таких же апатичных, изолированных индивидов, которые также обладают свойством атомизации. Все это ведет к тому, что человек подвержен различным психическим заболеваниям, весьма неустойчив.
Из-за подобных проявлений в массовом обществе мы можем наблюдать вспышки преступности и достаточно перманентное состояние девиантного поведения у определенных групп индивидов. Особенно ему подвержены подростки, лица из неблагополучных семей, безработные. Царящая в обществе безответственность и пренебрежительное отношение как друг к другу, так и ценностям, нормам и традициям ведет к тому, что общество не обладает устойчивой структурой, в нем наблюдается высокий уровень преступности, а также безразличие к актуальным проблемам.
Еще одна проблема – стандартизированность. Из-за того, что потребности человека весь стандартны и скудны, то и товары и услуги ему предлагаются соответствующего качества. Производятся они по простой схеме и в достаточно большом количестве, чтобы ими могли воспользоваться все члены массового общества. При этом массовому обществу противопоставляется элита, которая также достаточно безразлична к проблемам человека массы и обладает гораздо более дорогими товарами, услугами и ресурсами, поскольку считает, что массовому человеку, в виду его непритязательных вкусов будет достаточно того, что у него уже есть. Стандартизация также ведет к появлению так называемых «фейков» - товаров, которые по своему образу напоминают более дорогие и ценные вещи, которыми могут владеть лишь представители элиты.
Проблема «массового человека» и «элиты»
Как мы уже указали ранее, в массовом обществе главенствующей является масса нетворческая и достаточно инертная, которой исследователи данной области противопоставляли творческую элиту. Поскольку создавать ценности культуры и воспринимать их должным образом способно исключительно творческое меньшинство, то произошла эта самая поляризация и своеобразная концентрация масс и элит на противоположных полюсах.
Массы при этом совершенно не способны воспринимать результаты творческих изысканий элиты, так как они не обладают определенным уровнем образования. Поэтому массы просто имитируют взгляды и вкусы элиты, создавая так называемые «фейки», имитации на дорогие вещи и на поведение, ценности и взгляды. Приверженность к такому типу деятельности авторы называют одним из признаков гегемонии элиты в культуре и о падении культуры в целом.
Жесткая борьба между элитой и массой существует не только в культурной сфере, но также и в политической. Не менее важной для исследователей выступает также проблема кризиса европейской культуры, который привел к очень серьезным последствиям: отказа от некоторых ценностей в пользу достаточно сомнительных норм и правил. При этом обсуждается особая роль технических достижений человека. Авторы отмечают, что технологии – это не уничтожитель культуры, поскольку техника – это ответвление культуры, ее собственное порождение. Но из-за научно-технического прогресса происходят процессы, которые как раз способствуют массовизации жизни, ее «варваризации». Ручной труд был заменен машинным, что позволило производить в десятки и сотни раз больше товара, чем это было ранее. Человек стремится завладеть все большим и большим количеством вещей, на его сознание влияют другие участники массы, а также такие средства, как:
- реклама,
- средства массовой информации,
- глобальная сеть Интернет.
Таким образом, отличаясь достаточно стремительным развитием, массовое общество привело человечество к достаточно противоречивым последствиям. С одной стороны, теперь человек, наблюдая за изобилием доступных ему товаров и услуг, может позволить себе большое количество вещей. С другой стороны, все эти вещи не обладают высоким качеством, и, к тому же, их переизбыток вызывает в человеке желание приобретать их в еще большем количестве. Бездумное потребление ведет к стандартизации человеческих потребностей. Теперь ценность состоит не в любви, здоровье, дружбе, хорошей работе и карьерном росте. Теперь главная цель человека – обладать достаточным количеством денежных средств, чтобы иметь возможность приобретать бесконечное количество товара.