термин, использовавшийся А. Грамши при описании того, каким образом посредством комбинации определенных политических и идеологических средств достигается господство одного класса над другими. Хотя политическая сила — принуждение — всегда имеет важное значение, роль
идеологии в достижении согласия подчиненных классов с таким господством может быть даже более весомой. Соотношение между принуждением и согласием зависит от конкретного общества, при этом в капиталистических обществах большее значение имеет согласие. С точки зрения Грамши, основным ин струментом принуждения является государство. Согласие же, обеспечиваемое идеологическим господством, достигается посредством институтов гражданского общества, таких, как семья, церковь и профсоюзы. Следовательно, чем значимее роль гражданского общества, тем вероятнее то, что гегемония будет достигнута идеологическими средствами. Гегемония никогда не бывает полной. К примеру, в современных капиталистических обществах рабочий класс имеет двойственное сознание, которое отчасти определяется идеологией капиталистического класса, а отчасти является революционным, что обусловливается опытом рабочего класса в капиталистическом обществе. По мысли Грамши, для того, чтобы уничтожить капиталистический строй, рабочим необходимо в первую очередь добиться идеологического господства на основе своего революционного сознания.
Установление гегемонии Македонии в Греции
Филипп II был дальновидным политиком.... На конгрессе решено создать Эллинский Союз, законодательно закрепивший гегемонию Македонии над Грецией
В статье рассматриваются ключевые темы и дискуссионные вопросы, затронутые в книге «Гегемония и мировой порядок: переосмысление власти в глобальной политике» (Hegemony and World Order: Reimagining Power in Global Politics / P. Dutkiewicz, T. Casier, J. Aart Scholte (eds). Routledge, 2020). Книга предлагает рассмотреть проблемы, связанные с современным состоянием гегемонии в мире, с позиций различных теоретических подходов: неолиберального, неореалистского, конструктивистского, неограмшистского, мирсистемного и постколониального. Книге удается привнести добавленную стоимость в теорию гегемонии благодаря синтезу этих подходов через анализ современного этапа глобализации и разработку концепции «сложной гегемонии». На более прикладном уровне в книге «Гегемония и мировой порядок» изучаются перспективы мирового порядка и потенциал альтернативных гегемонов, таких как Россия и Китай. Кроме того, подробно раскрывается вопрос о роли негосударственных акторов в мировых гегемонистских структура...
термин, введённый М. Вебером для обозначения теоретически сконструированной социальной реальности, которая выражает общие
ценностные установки своего времени и является рационально правильной. И.Т. – это не то, что есть в действительности, а своеобразный «эталон» вообра жаемого явления или действия, как если бы оно имело место в идеальных усло виях для своего времени. Вебер и его последователи использовали И.Т. как своеобразный метод познания общества: с помощью этой теоретической конст рукции можно судить о степени расхождения идеала и реальности.
(от лат.aggressio - нападение), совокупность этологических элементов, характеризующих отношения между конкурирующими особями, между паразитом и хозяином, хищником и жертвой. Агрессивность является одним из важнейших естественных механизмов расселения организмов,
формирования новых сообществ, реорганизации старых, регуляции численности. Этот термин имеет более биологический оттенок, нежели социальный. Агрессия является одним из важнейших способов регулирования взаимоотношений внутри группы и сохранения ее стабильности.