Постмодернизм в социологии – это понятие, определяющее незавершённый исторический период, начавшийся с момента начала размывания основ индустриального общества.
Постмодернизм имеет несколько измерений и весьма длительную историю. Сам термин происходит от слова «модерн», которое появилось в V веке до нашей эры. В дальнейшем отличительной чертой современных обществ становится их ориентированность на инновации во всех сферах социальной жизни, но традиционное общество стремилось сохранить поведенческие и духовные артефакты.
Современное общество представляет собой отношений, наблюдения над которыми стали базисом для теорий социального прогресса.
Исторические границы современности простираются от Нового времени и до сегодняшней реальности. Творцами понимания современного мира стали социальные философы и ученые, которые трудились в различных направлениях. Например, внутри позитивизма соединилось научное мышление и современное мировосприятие.
Подобные концепции (сциентические, рационалистические, неомарксистские) были противопоставлены идеализму и материализму современного общества.
Даже такие фундаментальные и вместе с тем революционные концепции адаптирующей роли социального конфликта Р. Дарендорфа и Л. Козера и социальные перевороты во многих странах не затронули существенным образом рационального природного начала современного мира.
Смыслы постмодерна
Сегодня существуют два конкретных смысла постмодерна:
- онтологическое толкование или оригинальный тип современной реальности или общества;
- методологическое понимание реальности и социума или оригинальный стиль мышления.
Примером первого толкования служит труд Э. Гидденса: «Постмодерн», второй иллюстрирует книга З. Баумана: «Социологически мыслить».
В целом постмодернизм означает разные явления и процессы. Он возник во второй половине XX века, проникая в искусство, архитектуру, а в последствии и в социальные науки в узком смысле данного слова. Постмодернизм есть путь к оформлению усилий, помогающих выйти из рационализма.
Постмодернистское направление в социальном мышлении является эпистемологическим оформлением интеллектуальных усилий по созданию конкретного типа мышления и последовательности в методологии познания социального пространства, которая более широка, чем базовые рационалистические традиции.
Постмодернизм в социологии включает в себя несколько направлений и проблем, но, прежде всего, трактует институционально – структуралистские теории. Для понимания подобных переходов используют понятие культурной порождающей модели.
Культурно-порождающая модель – это такая модель, которая базируется на принципе перехода от плана содержания к плану выражения.
При этом категории социального пространства, времени, причинности стали приобретать несвойственное им ранее толкование моделей и средств выстраивания социальной реальности. Примером становится Н. Бердяев, который используется идеи К. Леонтьева, Ф. Ницше, З. Фрейда, О. Шпенглера, и указывает не только на моменты борьбы культуры и цивилизации, но и предчувствует иные исторические конфигурации.
При этом методологический аппарат постмодернизма не оформлен полностью, все средства, которые используются внутри него заимствуются из разнообразных сфер культуры и познания.
Основные проблемы постмодернизма
Среди основных проблем постмодернизма можно выделить:
- окончание веры в господство научно-рационалистической и базовой теории социального прогресса;
- замену эмпирических теорий истины постэмпирическими;
- расширение внимания к явлениям бессознательного внутри социальных действий;
- возрастание роли теорий, которые свободно конструируются и плюрализма имеющихся концепций.
Плюрализм – это позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и прочего.
Проблемы социального пространства и постмодернизм
Также постмодернизм обращает собственное внимание на проблемы и теории постиндустриального и посткапиталистического социального пространства.
Основной тезис постмодернизма заключается в утверждении нерационалистических оснований социального консенсуса и стремления обосновать идею о том, что общество не исчерпывается рационалистическими представлениями, которыми оперировали теоретики современного общества.
По сути, постмодернизм представляет собой экстериоризацию той части опыта социума, который не выражался средствами институтов и структур современности. Также постмодернизм акцентирует внимание на иных тенденциях социальной революции, отличных от модернизма. Например, Ж. Лиотар говорил о деструктивном характере постмодернизма, поскольку это направление интересуется исключительно тем, что не включается в рамки консенсуса и является оригинальной идеологией, а именно «расширенной социальной веселенной».
Постмодернизм уделяет колоссальное влияние социальной коммуникации.
Социальная коммуникация – это система создания, передачи, преобразования информации в социуме, которая ставит перед собой цель организации динамичного развития знаний и отношений индивидов, а также влияния на их интересы и ценности.
Лиотар говорит также и о том, что виртуальная реальность детерминирует объективное окружающее пространство.
З. Бауман обращает внимание на значение социологии в постмодернистском мире. Он говорит о том, что социология должна превратиться из объективистской, нарушенной неомарксистскими идеями, в искусство, которое может правильно интерпретировать окружающую действительность.
По сути, Бауман описал принцип «оборачивания» марксистского тезиса внутри современной культуры и социального пространства.
Таким образом, постмодернизм в социологии является комплексным феноменом, который требует всестороннего, объемного, объективного и постоянного исследования