Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Консенсус

Предмет Социология
Разместил 🤓 romachistyakov1974
👍 Проверено Автор24

вопрос о том, каким образом устанавливается и поддерживается социальный порядок в каком-либо обществе или какой-либо социальной группе, всегда имел первостепенное значение в социальной философии и социологии. В социологии вслед за Т. Парсонсом (Parsons, 1937) эта проблема обозначается как «гоббсова проблема порядка» (по имени философа Т. Гоббса). Вообще говоря, социологов можно разделить на тех, кто основой социального порядка считает принуждение, и тех, кто утверждает, что основу всякого общества составляет некоторая степень общего консенсуса в отношении ценностей и норм. Конечно, на практике большинство социологических теорий социального порядка рассматривают основания социального порядка как с точки зрения нормативного консенсуса, так и с точки зрения физического принуждения. Однако в парсоновской социологии порядок объясняется главным образом с точки зрения «высших ценностей», которые интернализуются и становятся общими для всех в результате общего опыта социализации в семье. Природа и степень консенсуса в отношении социальных ценностей в человеческом обществе стали предметом продолжительной полемики в рамках современной социологической теории. Например, многие эмпирические исследования убеждений городского рабочего класса говорят о том, что господствующие социальные ценности не принимаются полностью или последовательно значительной частью населения. Более того, даже когда общие ценности принимаются, это принятие может быть лишь прагматическим и частичным. В рамках некоторых направлений марксистской социологии также разрабатывались идеи, сходные с идеей ценностного консенсуса, которые подчеркивали значение гос подствующей идеологии и гегемонии. Однако представители других форм марксизма критиковали идею консенсуса, подчеркивая значение класса и классового конфликта, а не единства.

Научные статьи на тему «Консенсус»

Решения политических конфликтов

Консенсус как средство решения конфликта Консенсус является состоянием согласия главных сил социум относительно...
Принцип консенсуса отражает учет мнений как большинства, так и меньшинства и базирован на признании неотъемлемых...
Попытки проигнорировать консенсус как методику разрешения спорных политических вопросов в плюралистическом...
Особенную значимость имеет консенсус, в ходе принятия решения....
как отделение объективных критериев для анализа возможных решений, учреждение решений на основании консенсуса

Статья от экспертов

Арабский консенсус или непубличные пункты Вашингтонского консенсуса

Данная статья является обзорной и затрагивает социально-экономические аспекты развития современного общества. На примере реализации наиболее успешных программ «Вашингтонского» и «Пекинского консенсуса» ставится вопрос о будущей социально-экономической модели Арабского мира.

Научный журнал

Вашингтонский консенсус

Определение 1 Вашингтонский консенсус – это система принципов реализации макроэкономической политики...
Данный консенсус был разработан американским экономистом Джоном Уильямсоном для стран Латинской Америки...
Основные принципы Вашингтонского консенсуса Вашингтонский консенсус включал в себя десять принципов макроэкономического...
Он стал отправной точкой развития критических взглядов на Вашингтонский консенсус....
Все эти кризисы обусловили поиск альтернатив Вашингтонскому консенсусу.

Статья от экспертов

Власть и консенсус

Статья представляет собой выдержку из основных результатов диссертационного исследования, посвященного поиску ненасильственных, консенсуальных оснований в современных концепциях власти.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Клан

социальная группа, считающая себя происходящей от общего предка, мистического или реального.

🌟 Рекомендуем тебе

Отчуждение

данным понятием обозначается отчуждение (estrangement) индивидов от самих себя и других индивидов. Первоначально этот термин имел философский и религиозный смысл, однако К. Маркс трансформировал его в социологическое понятие в своих «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Маркс считал, что человеческое отчуждение коренится в социальных структурах, лишающих людей их человеческой сущности. Он полагал, что человеческая сущность реализуется в труде, совместной созидательной деятельности, посредством которой люди преобразуют мир вокруг себя. Процесс производства является процессом «опредмечивания» человеческой сущности, в ходе которого люди производят материальные предметы, воплощающие свойственное им созидательное начало, но обладающие отдельным от своих создателей существованием. Отчуждение имеет место тогда, когда в результате опредмечивания своей сущности человек не узнает себя в своем продукте, который превращается в чужой, «не свой», «противостоящий ему в качестве независимой силы». Однако опредмечивание становится отчуждением только в конкретных исторических условиях капитализма. Источником отчуждения является присвоение одной группой людей (капиталистами) продуктов, созданных другими людьми. Маркс рассматривал отчуждение и как субъективное состояние (чувство отчужденности), и как структурную категорию, характеризующую социальный и экономический порядок при капитализме. Маркс различал четыре проявления отчуждения. (1) Рабочий отчуждается от продукта своего труда, поскольку то, что он произвел, присваивается другими и больше ему не подвластно. (2) Рабочий отчуждается от процесса производства. Работа становится чуждой деятельностью, которая не приносит внутреннего удовлетворения, навязывается рабочему извне, теряет качество самодостаточной цели и представляет собой вынужденный труд по чьему-либо приказанию. Работа, фактически, становится продаваемым товаром, вся ценность которого для рабочего состоит в возможности его продажи. (3) Рабочий отчуждается от своей человеческой природы или своего «родового бытия», поскольку первые два аспекта отчуждения ведут к тому, что его производственная деятельность лишается тех специфически человеческих качеств, которые отличают ее от деятельности животных и, таким образом, определяют природу человека. (4) Рабочий отчуждается от других людей, поскольку капитализм трансформирует социальные отношения в рыночные, когда люди оцениваются скорее в соответствии с их рыночной позицией, а не на основании их человеческих качеств. Они начинают относиться друг к другу как к чему-то овеществленному — как к рабочему или капиталисту, — а не как к людям. Капитал сам по себе является источником дальнейшего отчуждения в рамках развитой капиталистической экономики. Это связано с тем, что накопление капитала порождает его собственные «потребности», низводящие людей до уровня товара. Рабочие превращаются в один из факторов в операциях капитала, их деятельность определяется скорее требованиями прибыльности, нежели их собственными человеческими потребностями. В рыночной экономике накопление определяется правилами рынка, которые представляют собой совокупность безличных механизмов, господствующих над всеми экономическими деятелями — как капиталистами, так и рабочими, — поскольку рынок обладает принудительной силой. Маркс отмечал, что, несмотря на то, что потребности прибыли и накопления капитала представляются живущими своей собственной жизнью, эти безличные механизмы в действительности маскируют человеческое происхождение капитала и эксплуатацию, позволяющую одному классу присваивать то, что производится другим. Со временем понятие отчуждения потеряло значительную долю своего изначального социологического смысла, вложенного в него Марксом, и стало использоваться для обозначения целого ряда явлений. Последние включали в себя всякое чувство отделения от общества и недовольства им; ощущение морального упадка в обществе; чувство бессилия перед лицом незыблемости социальных институтов; безличный, дегуманизированный характер крупномасштабных и бюрократических социальных организаций. В первых двух случаях данное понятие в большей степени сходно с понятием аномии Дюркгейма, нежели с марксистской концепцией отчуждения. В последнем случае оно соответствует веберовской точке зрения относительно бюрократической тенденции современного общества. В 1950-е и 1960-е гг. американские обществоведы подчеркивали скорее субъективную или психологическую грань отчуждения, нежели его социально-структурный аспект. Даже когда они рассматривали структурные условия, они пренебрегали марксовой социологией капитализма. М.Симан (Seeman, 1959) выделял множество различных психологических состояний, измеряемых им посредством установок шкал. Такой аспект отчуждения, как «бессилие», связан с существующим у людей ощущением невозможности влиять на свою социальную ситуацию. «Бессмысленность» ('meaninglessness') — это ощущение того, что для достижения значимых целей необходимы незаконные средства. Ощущение «изолированности» возникает тогда, когда люди чувствуют свою отдаленность от норм и ценностей общества. «Отчужденность от самого себя» ('self-estrange ment') означает неспособность найти деятельность, которая приносила бы психологическое удовлетворение. Р.Блаунер (Blauner, 1964) связывал эти аспекты субъективного отчуждения с различными типами работы, существующими в современной индустрии, и утверждал, что решающим фактором отчуждения является производственная технология. Он считал, что старинная ремесленная работа была в гораздо меньшей степени сопряжена с отчуждением, поскольку ремесленники сами управляли своим трудом, занимались «цельными» задачами, имевшими смысл, имели возможность общения с коллегами на работе и получали психологическое удовлетворение от работы. Отчуждение достигло своего пика в условиях массового производства, работы на сборочном конвейере, соотносимых с фордизмом. Темп работы при этом был неподвластен работникам, задачи разбивались на мелкие фрагменты, а социальная общность отсутствовала. Блаунер полагал, что автоматизация будет способствовать большему удовлетворению от работы и таким образом искоренит отчуждение. Авто матизация предполагала, что работа большую часть времени будет носить рутинный характер, но в чрезвычайных обстоятельствах от индивидов будет требоваться мастерство, слаженная коллективная работа и понимание процесса в целом. Американский подход в сущности приравнивал отчуждение к существующему у людей чувству неудовлетворенности жизнью или работой, что очень далеко от оригинальной марксовой трактовки. В последнее время данный термин реже используется социологами. Многие современные марксисты не видят необходимости в его сохранении, полагая, что Маркс в своих зрелых работах отказался от понятия отчуждения в пользу понятия эксплуатации. Большинство немарксистских социологов считает, что оно стало слишком расплывчатым, а потому бесполезным.

🌟 Рекомендуем тебе

Природное

существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot