Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Массовая коммуникация как социальный процесс

Сущность массовой коммуникации как процесса

Замечание 1

Массовые коммуникации занимают ведущее место среди всех остальных социальных процессов, которые сегодня исследуются в рамках социологической науки. Их следует понимать как особый процесс распространения информации в обществе, а также как влияние этой информации на различные сферы жизни человека.

Распространение информации осуществляется посредством специальных средств, в число которых входят:

  1. Радио;
  2. Телевидение;
  3. Печать;
  4. Интернет.

В результате распространения информации она поступает обширным группам людей, оказывает влияние на их поведение, развитие. Сегодня, с развитием информационных технологий, большие объемы информации стали еще доступнее. Они помогают человеку быть в курсе последних событий, делиться своим мнением относительно происходящих событий, получать образование, реализовывать свои профессиональные перспективы. Информация в целом влияет на поведенческие установки личности. Массовые коммуникации имеют место в больших по объему и количеству социальных группах. При этом на поведение людей воздействует не сознание отдельного человека – влиятельного и авторитетного: в данном случае воздействие исходит из закономерных норм поведения, которые присущи большим социальным группам.

Статья: Массовая коммуникация как социальный процесс
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В научно-исследовательской литературе и иных источниках, как зарубежных, так и в отечественных даются различные определения понятию коммуникации. Но есть в них и нечто общее: коммуникацию представляют в виде феномена, а исследуется он социальными науками. Ученые делают акцент на процессах, которые интегрируются через получаемые и передаваемые сообщения, а уже в этих сообщениях содержится информация о тех или иных процессах.

Сегодня массовые коммуникации играют решающую роль в обращении с информацией. В них действительно содержится большой объем информации, которые может быть доступен и полезен абсолютно любому кругу желающих. Нет ограничений по возрасту, полу, социальному статусу и профессии. Массовые коммуникации позволяют человеку не только лучше узнать собственную культуру и социум, в котором он живет, но и проникнуться в социокультурные особенности иных социальных групп. Сделать это можно через различные формы массовых коммуникаций. О них речь пойдет в следующей части статьи.

Формы массовых коммуникаций

«Массовая коммуникация как социальный процесс» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На сегодняшний день исследователи выделяют несколько основных форм массовой коммуникации, к которым относят:

  1. Образование;
  2. Религию;
  3. Массовую культуру;
  4. Рекламу;
  5. Пропаганду, в частности в политической сфере.

Образование – благодаря ему каждое последующее поколение успешно усваивает весь накопленный социальный и культурный опыт. Происходит освоение совокупности знаний, материального и духовного опыта, которые были накоплены предыдущими поколениями. Образовательная система многоступенчатая, и сегодня предполагает непрерывность образовательного процесса. Это связано с тем, что знаний становится все больше, информации тоже, и освоить это все разом невозможно. Поэтому человек получает информацию порционно, благодаря чему происходит постепенное формирование сознания человека. Обеспечивается постоянная коммуникация в рамках духовной жизни общества, осуществляется адаптация и социализация личности, благодаря чему человека осваивает социокультурный опыт и становится полноценным членом общества.

Религия – во многом благодаря ей формируется мировоззрение индивида, его внутренний мир. Религия может поспособствовать активному поиску ответов на многие фундаментальные вопросы, которые всегда возникают у человека. Это вопросы сотворения мира, смысла жизни, человеческого бытия и бытия всего мира. Религия играет еще одну значимую функцию в современном мире – компенсаторскую. Это значит, что последствия человеческих страданий облегчаются, снижается уровень стресса, человека верит во что-то потустороннее и не теряет надежду на лучшее. Религия близка по своему значению и к пропаганде, и к массовой культуре. Особенно явно это становится в конце 20 века, когда массовая культура проникла во многие сферы общества.

Пропаганда – с ее помощью распространяются взгляды и идеи, аргументы и ценности. Они напрямую влияют на общество и на отдельных его членов. Пропаганда несет в себе важный смысл – она формирует общественное сознание, а еще с ее помощью можно скрыть определенные социальные факты или наоборот – акцентировать внимание на том, что будет выгодно тем, кто занимается пропагандой. Также необходимо рассмотреть роль массовой культуры в массовых коммуникациях. Она включает в себя доступные и простые для восприятия произведения. Совокупность событий и проблем, явлений постепенно становится мифом, трансформируется в электронных и печатных изданиях и становится очень доступной для массового потребителя. Массовая культура может быть постигнута абсолютно любым человеком, независимо от пола, возраста, социального статуса и профессии, уровня образования. Но массовость приводит к формированию огромного количества стереотипов, и в целом человек становится слишком «стандартизированным», таким, как и все остальные. Это имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К плюсам стоит отнести то, что у человека есть доступ к огромному ассортименту товаров и услуг. Отрицательная сторона в том, что он теряет свое собственное «я» и стремится подражать другому. Таким человеком проще управлять, манипулировать и навязывать ему чужую волю.

Реклама – это направленное на целевую аудиторию сообщение, которое несет в себе информацию о конкретном товаре или определенной услуге, об идее, известной личности или ярком событии. Сообщение готовят специалисты, оно размещается на определенных площадках, а иногда ему назначают специальную цену. Это влияет на досуговые и потребительские, политические и эстетические предпочтения индивида. С помощью рекламы также можно манипулировать и навязывать человеку определенные желания, например, желание приобрести товар или воспользоваться услугой.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot