Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Критерии эффективности массовой коммуникации

Общие сведения об эффективности массовой коммуникации

Эффективность массовой коммуникации есть ни что иное, как отношение полученного результата по отношению к поставленной цели. Об эффективности использования массовой коммуникации можно говорить лишь в случае получения положительного результата.

Критерии эффективности массовой коммуникации, как обусловленного процесса передачи и восприятия информации на уровне определенных групп людей, в условиях межличностного, группового и массового общения на основе использования различных каналов и средств, в первую очередь, указывают на то, в какой степени удачно было оказано необходимое воздействие, и в какой мере достигнута намеченная цель.

Для продуктивного использования массовой коммуникации как средства взаимодействия, необходимо определение и использование некоторых критериев эффективности этого информационного инструмента.

Замечание 1

Средства массовой коммуникации оказывают влияние на различные компоненты сознания человека и его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы.

Виды массовой коммуникации

Разновидности коммуникации обычно выделяются на основе числа вовлеченных в нее участников, задействованных для обеспечения процесса коммуникации технических средств, временных интервалов коммуникации и используемых людьми каналов восприятия информации.

Так, по критерию количества людей, включенных в коммуникацию, выделяют такие ее виды как:

  • межличностная коммуникация, осуществляемая между небольшим числом людей и тем самым предоставляющая возможность равноправного диалога;
  • групповая коммуникация, подразделяемая, в свою очередь, на личностно-групповую, осуществляемую между личностью и группой, и межгрупповую, осуществляемую между отдельными группами;
  • массовая коммуникация, осуществляемая посредством специальных технических средств — средств массовой коммуникации, поскольку она предполагает вовлеченность очень больших по численности групп людей, рассредоточенных на обширной территории.
«Критерии эффективности массовой коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Цели и функции массовой коммуникации

К целям использования массовой коммуникации следует отнести, например, участие в социальном саморегулировании; формирование общественного мнения, способствование существенным изменениям в общественных процессах, определение проблем, их масштабов, возможности и сроков их устранения; социализацию различных групп населения; информирование и сплочение людей, участвующих в разрешении проблем.

К числу функций массовой коммуникации относятся:

  • информационная функция;
  • регулирующая функция;
  • функция социального контроля;
  • функция социализации личности.

Также не следует забывать о важности культурологической функции как возможности приобщения к достижениям мировой культуры и искусства, воспитания в гражданах чувства потребности в сохранении преемственности и сохранении культурного наследия и продолжения традиций.

Немаловажное значение имеет и регулярное информирование населения посредством массовой коммуникации для оперативного решения социально значимых вопросов.

Методы воздействия средств массовой коммуникации

Средства массовой коммуникации располагают возможностями оказания психологического воздействия. В связи с этим следует обозначить методы такого воздействия.

К основным методам воздействия СМИ следует отнести:

  • введение людей в определенные психические состояния, при вовлечении в этот процесс значительных масс населения, т. е. заражение;
  • изменение траектории поведения людей, т. е. осознанное внушение;
  • предложение иногда в ненавязчивой, а иногда и в откровенно навязчивой форме следовать определенным нормам поведения, изменениям в сфере моды, развлечений, отдыха, т. е. подражание.

Критерии эффективности

Критерии эффективности деятельности средств массовой коммуникации можно подразделить на три основные группы:

  • критерии духовного плана;
  • критерии практического плана;
  • численность аудитории.

К эффектам массовой коммуникации следует отнести:

  • когнитивные эффекты – изменение сознания человека и/или социальной группы;
  • поведенческие эффекты – изменение поведения отдельного человека и/или социального коллектива.

В качестве наглядного примера когнитивного эффекта можно привести получение и усвоение новой информации посредством использования средств массовых коммуникаций. Скрытых когнитивных эффектов не сложно добиться, используя, например, навязывание интереса к определенным событиям, явлениям в ущерб другим, сознательно замалчиваемым, отодвигаемым на второй или более отдаленный план, переключение внимания на второстепенные вопросы.

Поведенческие эффекты можно заметить в последствиях целенаправленного воздействия, в результате которого человек совершает определенные действия, совершение которых до этого было невозможно вследствие отсутствия необходимой информации. В этом случае возможно изменение образа мышления, мнения об определенных товарах и услугах, их цене, качестве, об общественных и политических процессах.

Следует отметить и тот факт, что изменения когнитивного и поведенческого характера могут произойти как в полном объеме, так и частично, кроме того они могут не оказать какого-либо воздействия вообще.

Исходя из этого, необходимо отметить, что целенаправленное воздействие на аудиторию может иметь последствия, которые трудно прогнозируемы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 11.04.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot