Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Ритуалы в коммуникации
Ритуалы являются важной составляющей жизни любого общества. Одновременно со знаниями,
актуальными в прошедшие времена, часто уже утраченными в веках, они несут в себе четкие коммуникативные указания. В качестве примеров могут служить: ритуалы погребения, прощания, приветствия, инаугурации президента. Это и обряды посвящения, инициации, которые всегда существовали в человеческих сообществах. Говорят о ритуальном поведении как о таком, где цель выражена в выполнении самого ритуала. Ритуалы порождают целый ряд иных сообщений.
Ритуалы лежат в основе перформансной коммуникации.
Перформансная коммуникация —один из видов коммуникации, который можно рассматривать как ключ к процессу социализации человека. Она обусловлена потребностями человека, которые реализуются в рамках базовой системы коммуникации, содержащей в основе своей представления о том, как общество в процессе своего существования и развития использует характерные и специфические особенности своего развития, возможности самосохранения и продолжает существовать в контексте законов случая. Речь идет об области игр и праздников в широком смысле.
Знаменитая теория игры Хайзинги (Huizinga J.) утверждает, что игра старше культурных форм общества. Следовательно, по Хайзинге, цивилизация ведет происхождение от игры, а не наоборот. На основе анализа значений слова «игра» в разных цивилизациях, он пришел к выводу, что в большинстве из них «игра» имеет взаимосвязь с борьбой и состязанием, а также с любовной игрой (запрещенной). В основе игры лежит борьба, враждебность, сдерживаемая дружескими отношениями. Это поощряет такие социальные достоинства, как рыцарство, верность, храбрость, подталкивает стремление к первенству в мнениях и знаниях. Корни философии начинаются в священной игре в загадки, корни поэзии — насмешливые песни, дразнящие противоположный
пол.
Мифы и поэзия — это лингвистические игры. Хайзинга считает, что игра тождественна магии, например, в объявлении божественных решений или в сакральном изображении божественного вмешательства в дела людей: вызывание дождя во время засухи или ритуал пробуждения плодородия земли. В оформлении игр широко используются элементы обрядовой культуры: обряды и ритуалы. Игра же лежит в основе перформансной, зрелищной коммуникации.
Если вербальная коммуникация использует для передачи сообщения вербальный канал, визуальная — визуальный, то перформанс (представление) располагает свое сообщение в пространстве.
Под перформансом понимают действия одного человека или группы перед другим человеком или
группой. Центральной характеристикой здесь является третье лицо, наблюдатель, зритель, присутствие которого кардинальным образом меняет всю процедуру. Любой перформанс строится на предварительной репетиции, подготовке. Р. Шехнер, в частности, по этому поводу пишет: «Мы пользуемся репетициями в случае свадеб, похорон и других религиозных и гражданских церемоний. В любом случае репетиции являются путем выбора из возможных действий именно тех, которые будут представлены в дальнейшем».
Как правило, для перформансной коммуникации центральной характеристикой становится наличие третьего лица, т.е. зрителя, наблюдателя. Реакция аудитории является одной из составляющих частей церемонии. Без нее церемония становится бессмысленной. К тому же, в перформансной коммуникации присутствует четкое разделение на участников и зрителей.
Перформансная коммуникация — это «ритуалы» государственные, партийные, семейные, общественные и т.д. Они помогают быстрее и точнее передавать необходимую информацию и быстрее и точнее воспринимать передаваемые сообщения.
Миф в системе коммуникации
Миф лежит в основе мифологической коммуникации. «Миф — наивысшая по конкретности, максимально интенсивная и в высшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, это наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола». Мифологические структуры опираются на неосознаваемые явно аудиторией информационные структуры. Аудитория не может их отвергнуть, так как не осознает их, равно как и по причине неопровергаемости, не зависящей от отдельного человека. Современный миф часто принимает формы, которые описывают совершенно будничные события.
Но при этом он во многом активно опирается на определенные нетипичные ситуации, внедренные в современность. К примеру, рассказ об удачном фермере, успешном движении миллионера в кандидаты в президенты (например, В. Брынцалова) опирается на знакомую всем мифологическую структуру перехода в иное состояние, вариантом чего может служить знакомая всем Золушка. Или пример Клинтона — он рос последним ребенком в семье, без отца, с отчимом-пьяницей, т.е. из состояния самого обычного простолюдина перешел в состояние «князя».
Все советские лидеры прошли примерно такой путь с самых низов. В своих предвыборных программах они обязательно подчеркивают эту свою приближенность к самым простым людям.
При этом может использоваться и обратный сюжет «из князя — в грязи». Именно по этому сюжету
прошел Б. Ельцин, прежде чем снова подняться на «Олимп» власти. Снятому и гонимому Ельцину
легче удалось завоевать голоса своих избирателей. По этой модели двигались и диссиденты, когда они шли в народные депутаты, т.е. это символическое перемещение ребенка из знатной среды в незнатную. (Ранее ребенок, рождавшийся у знатных родителей, в итоге воспитывался не знатными родителями, а отправлялся на учебу, в монастырь, в плавание и т.д., после чего благополучно возвращался к своим физическим родителям. То есть герой «из князей — в грязи» и обратно.)
Миф совершенно свободно входит в нашу действительность, принимая разнообразные формы.
Ведь миф о Золушке идентичен мифу о чистильщике сапог, ставшем миллионером. Он во многом
похоже реализуется бесконечное число раз, когда мы читаем, к примеру, сообщение о победителе олимпиады из глухого села. То есть перед нами вариант мифологической действительности, к которому благоприятно расположено массовое сознание, ибо все герои этой действительности побеждают благодаря своему труду и умению и НЕСМОТРЯ на низкое социальное положение... Эта свободная повторяемость схем мифа у разных народов и в разные
времена говорит о его принципиальной универсальности.
Миф представляет собой определенную грамматику поведения, поэтому и невозможно его опровержение просто на текстовом уровне, которое в ответ может трактоваться как исключение из правил.
Некоторые теоретики утверждают, что в мифологической коммуникации необходимо путешествие для трансформации героя. (Красная Шапочка должна была уйти из дома, чтобы нарушить запрет.)
Пространство нормы отличается от пространства, необходимого для героя. Герою нечего делать в
троллейбусе, кроме как показывать контролеру билет. Герою требуется танк, пулемет, горячий конь, который может перенести его в иное пространство, где будет возможность проявить свои геройские качества. Президент России в кабине сверхзвукового самолета, на борту авианосца — возможность проявления геройства. При этом мы, как правило, не помним никаких слов, но очень точно помним какие-либо невербальные проявления. Например, из кинофильма мы не вспомним ни одного слова Павки Корчагина, но очень четко помним его стиснутые зубы. Или Зою Космодемьянскую, идущую босиком по снегу с доской на груди. Это говорит не только о лучшей памяти на невербальные события, но и о более древней форме функционирования героя мифа. Этот герой скорее без слов, чем со словами. Любой миф в основном отражает противоборство
добра со злом, героя и негодяя и т.д., например, противоборство хорошего президента и плохого
правительства.
Следует подчеркнуть и такой важный аспект мифа, как наличие в нем рока или судьбы, что проявляется в невозможности уклониться от того или иного действия. В действительности, в норме человек волен выбирать, но в рамках мифа у него это право исчезает. Герой при этом действительно «героизируется», в ряде случаев идя на верную, с точки зрения нормы, смерть. И чаще ему удается выйти из этой ситуации победителем.
Миф — это психологически доступный всем ответ на проблемы общей значимости. Он спасает и
ограждает. Он помогает не потерять веру в разумность мира. И поскольку человек стремится в этот «огражденный мир», ему активно стараются помочь. Когда же невозможно сделать это реально, это делается символически, например, «Каждой семье — отдельную квартиру к 2000 году». И это не ложь в чистом виде, так как речь идет или о далеком будущем, или о далеком прошлом.
В современном мире массовая коммуникация и массовая культура нарастили новый аспект мифологичности. Для мифологических текстов характерны:
-неопровергаемость (как и сказания о чудесах, святых и т.д.). Их принципиально нельзя опровергнуть, можно только подтвердить новым примером. Например, фильм «Кубанские казаки» был более сильной действительностью, чем реальность, которую можно было при необходимости объявить исключением. Тексты массовой коммуникации также во многом оказываются неопровергаемыми, поскольку они часто из другой точки пространства и времени, — многое невозможно проверить лично (обладает ли Ирак ядерным орудием или нет, например), и люди вынуждены верить сообщениям прессы;
- простота;
- неосознаваемость;
- для мифов характерна определенная узнаваемость — это не новая информация, а как бы реализация уже известной схемы. Часто под эту модель, стереотип и т.д. мы даже начинаем подгонять действительность. Например, крушение поезда и гибель людей превращается в подвиг машиниста, стрелочника или, в крайнем случае, бригады врачей, спасавших жизнь потерпевшим.
Мифологическая коммуникация опирается на неосознанные, но изначально воспринимаемые образы, которые формируются в детстве и по жизни, где заложены четкие модели поведения, связанные с персонажами мифов (например, Прометей, Илья Муромец, Данко и т.д.).
Среди мифов, которые нас окружают:
- партийные мифы — например, для партии зеленых это констатация по типу «травка зеленеет,
солнышко блестит» без указания на то, какими способами современная цивилизация может выполнить данное требование;
- государственные мифы — в рамках бывшего СССР такой мифологической составляющей были
слова, допустим, с первомайской открытки «Мир. Труд. Счастье». Советская система акцентировала принципиальное внимание к каждому: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет». К числу излюбленных координат того мира принадлежал и акцент на партии типа «Слава КПСС» или акцент на фигуре Ленина, к примеру, «Ленин всегда живой». Сегодняшней координатой становится расплывчатое слово «реформы», которое даже трудно визуализировать, т.е. понять, что именно должно за этим стоять;
- семейные мифы — например, мужчина — защитник, женщина — хранительница очага, хотя защищать в той степени, как это было в прошлом, уже нечего, а очаг как таковой также существенно трансформировался в современной жизни (отец — глава семьи, дети должны хорошо учиться, девочки так не поступают и т.д.);
- детские мифы — сюда, как правило, относят мифологемы, связанные с воспитанием молодого
поколения, где отмечается роль «волшебного слова » — спасибо, роль «честного слова» и т.д.;
- исторические мифы — отражают особую роль данного народа в мировой истории («Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза», арийская раса — высшая раса).
Миф представляет собой многоуровневую систему.
Среди множества его функций выделяют наиболее существенные в научном аспекте рассмотрения:
❖ аксиологическая или ценностная — выражает качественное состояние предмета или идеи;
❖ семиотическая или знаковая — чтение текстов на специфическом языке знаков;
❖ гносеологическая или познавательная — способность накапливать знания о мире;
❖ коммуникативная, трансляции — механизм передачи опыта от поколения к поколению.
Эффективно использование мифов в рекламе.
Основное отличие рекламы от мифа в том, что миф апеллирует к переживанию прошлого, реклама —настоящего. Реклама — не просто одна из сфер проявления современной мифологии и фактор, способствующий усилению роли последней. Общность рекламы и мифа проявляется в таких свойствах, как:
❖ апелляция скорее к эмоциям, чем к разуму (и миф, и реклама должны не пониматься умом, а
нравиться, бередить сердце, вызывать приятные ассоциации, желания);
❖ стимуляция правильного (в мифе) или престижного (в реклама) поведения, потребления, образа жизни и т.п.;
❖ ориентация на эталонные образцы поведения, потребления и т.п.;
❖ манипуляция сознанием, миропредставлением и ценностными ориентациями людей в интересах сказителя мифа или заказчика рекламы;
❖ наделение ценностным содержанием того, что слушателю (зрителю, потребителю) рекомендуется как единственно правильный выбор;
❖ апелляция к авторитету мифологического героя или демонстратора рекламы;
❖ иллюзия приближенности к жизни, акцент на том, что так поступают все (как мифологический
герой или демонстратор рекламы).
Существуют два варианта порождения символической к реальности: художественная коммуникация и масс-медиа.
Масс-медиа порождает тексты краткоживущие, а литература и культура — долгоживущие. Это может быть связано со следующими особенностями их функционирования: тексты масс-медиа имеют короткий цикл жизни и, как правило, быстро теряют свою актуальность. Тексты масс-медиа имеют непосредственное отношение к действительности, и они более «объективны». Художественная коммуникация опирается на действительность, но на более сложном уровне. К примеру, популярность вестернов исследователи объясняют сходностью неразрешенных конфликтов у колонистов прошлого и в современной Америке. Художественная коммуникация
интерпретирует действительность, вероятно, в более романтическом модусе. И достаточно часто
именно она становится путеводителем массового сознания по истории. Художественная коммуникация — это вся история развития культур —взаимодействие мифологических, культурных, политических, литературных сообщений в рамках коммуникативного пространства. Важным являются возможности средств массовой информации. Многие художественные образы стали доступны благодаря СМИ.
Межкультурная коммуникация.
Межкультурная коммуникация. Этим термином называется адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам.
Понятие «межкультурная коммуникация» является производным от понятий «культура» и «коммуникация».
Культура может рассматриваться как общая, универсальная для общества (этноса, нации) система ценностных ориентации, стереотипов сознания и поведения, форм общения и организации совместной деятельности людей, которые передаются от поколения к поколению. Она оказывает влияние на восприятие, мышление, поведение всех членов общества и определяет их принадлежность к данному обществу.
В этой интерпретации культура предстает как целостность, отличающаяся от других благодаря религиозным, национально-государственным границам или набору этнических признаков. Такое понимание культуры является и наиболее функциональным с точки зрения рассматриваемой темы — межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что при встрече представителей разных культур каждый из них действует в соответствии со своими культурными нормами. Классическое определение - межкультурная коммуникация понимается как адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам.
Проблема межкультурной коммуникации не сводится исключительно к языковой проблеме. Знание языка носителя иной культуры необходимо, но еще недостаточно для адекватного взаимопонимания участников коммуникативного акта. Более того, межкультурная коммуникация предполагает существование не только расхождений между двумя разными языками, но и различия при использовании одного языка. Так, представители англо-, франко- и немецкоязычных стран, несмотря на общий язык, не обязательно будут относиться к одной культуре. В этой связи можно говорить о коммуникации, например, между американцами и англичанами, французами и валлонами, жителями «старых» и «новых Земель» в ФРГ. Изучение иных культур, их особенностей, закономерностей их функционирования и развития обогащает человека, трансформирует его отношение к миру и другим людям, может кардинально изменить его отношение к жизненным ситуациям. Как показала практика, даже глубокого знания иностранного языка недостаточно для эффективного общения с его носителем: каждое слово другого языка отражает другой мир и другую культуру, «за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире».
Главная задача в изучении иностранных языков как средства коммуникации заключается в том, что языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках.
Термин «культура» в своем современном значении появился в Европе в произведениях мыслителей XVIII века Монтескье, Вико и Хардера. Их вдохновляет усиление мощи государств и интереса к открытым заморским странам; они поднимают проблему различия культур и задаются вопросом о праве на их многообразие. Можно ли, таким образом, заявлять, что они выражают и предсказывают некую «межкультурную коммуникацию».
Межкультурная коммуникация может осуществляться и быть исследована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне. Другими словами, можно изучать коммуникативные процессы между различными культурными группами (большими и малыми) или между отдельными людьми. Большинство исследований, проводившихся на уровне групп, носят характер культурно-антропологических и социологических исследований, которые рассматривают культурную группу как коллективное единство (целое) и пытаются ее целостно понимать.
Нередко меры по укреплению территориального и национально-государственного единства вызывают ограничение прав и изгнание инонациональных групп. Так, в 1970-х гг. в ряде стран Африки (Гвинея, Замбия, Кения, Уганда, позже Сомали) изгонялись «инородцы», многие поколения которых проживали в данных странах. В 1990-х гг. подобные процессы охватили ряд стран бывшего Советского Союза и Югославии. Обращение к таким мерам чаще всего объясняется экономическими причинами, в первую очередь стремлением ослабить конкуренцию для «титульного этноса» в доступе к местным ресурсам, что нередко наносит значительный хозяйственный ущерб из-за оттока активного населения и вражды с соседями.
Кроме того, существуют и социокультурные причины, в частности религиозные, как это было в Боснии и Хорватии, где внутри единого южнославянского этноса, разделенного конфессионально, вспыхнула непримиримая вражда.
Ученые выделят несколько форм межкультурной коммуникации. Например, аккультурация как форма межкультурной коммуникации. Культурные контакты являются важным компонентом общения между народами. В культурологии для обозначения взаимодействия и взаимовлияния культур используется термин «аккультурация». Аккультурация представляет одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (культуры-реципиента) перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора). Фактически понятие аккультурации синонимично понятию межкультурной коммуникации, его содержание отражает различные формы коммуникации культур, по отношению к которым сама аккультурация выступает как метаформа.
Со временем аккультурация перестала рассматриваться как исключительно групповой феномен, ее стали изучать и на уровне индивидуального поведения, учитывая изменение ценностных ориентации, социальных установок, ролевого поведения индивида. Было установлено, что в процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы — стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем давала следующие четыре основные стратегии аккультурации:
Таблица 2 Основные стратегии аккультурации
Ассимиляция
Сепарация
Сегрегация
Маргинализация
Интеграция
Вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает нормы и ценности иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.
Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры.
Если на изоляции настаивают представители господствующей культуры
Это одновременно потеря идентичности с собственной культурой и отсутствие идентичности с культурой большинства. Такая ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную культурную идентичность и отсутствия стремления к получению новой идентичности.
Идентификация как со старой, так и с новой культурой
Многочисленные исследования показывают, что эмигранты, прибывающие в другую страну на постоянное место жительства, как правило, ориентируются на ассимиляцию, а как беженцы, вынужденные в силу каких-либо внешних причин покинуть свою родину, психологически сопротивляются разрыву связей с ней, и процесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее. Еще недавно исследователи полагали, что наилучшей стратегией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающее в результате бикультуральную или мультикультуральную личность.
Таким образом, культуры при взаимодействии не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения, обнаруживая при этом свою самобытность и специфику. Поэтому реальное взаимодействие культур обнаруживает как позитивные (обогащение культур), так и негативные (их подавление, обеднение — эрозия) следствия. В истории человеческого общества можно найти множество примеров позитивного и негативного взаимодействия культур. Например, культура Испании, находящейся на стыке христианского и мусульманского миров, органически сочетает европейские и мавританские элементы, проявившиеся в музыке и архитектуре.
Обогащение культуры Европы было особенно ощутимым в эпоху Великих географических открытий, когда из заморских стран ввозились культурные растения и навыки их использования (картофель, кукуруза, табак, чай, какао, соя и т.п.). Усложнение культурной жизни Востока (Индии, Китая, арабских стран) происходило в период экспансии европейской культуры в XIX в., обогатившей местные культуры элементами научных знаний и техническими новшествами. Эрозии обычно подвергаются те этнические культуры, которые испытывают массированное воздействие извне и не имеют достаточно развитой и устойчивой культурной системы, способной противостоять культурной экспансии и адекватно отвечать новым жизненным требованиям.
Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.