Сущность массовой коммуникации как процесса
Массовые коммуникации занимают ведущее место среди всех остальных социальных процессов, которые сегодня исследуются в рамках социологической науки. Их следует понимать как особый процесс распространения информации в обществе, а также как влияние этой информации на различные сферы жизни человека.
Распространение информации осуществляется посредством специальных средств, в число которых входят:
- Радио;
- Телевидение;
- Печать;
- Интернет.
В результате распространения информации она поступает обширным группам людей, оказывает влияние на их поведение, развитие. Сегодня, с развитием информационных технологий, большие объемы информации стали еще доступнее. Они помогают человеку быть в курсе последних событий, делиться своим мнением относительно происходящих событий, получать образование, реализовывать свои профессиональные перспективы. Информация в целом влияет на поведенческие установки личности. Массовые коммуникации имеют место в больших по объему и количеству социальных группах. При этом на поведение людей воздействует не сознание отдельного человека – влиятельного и авторитетного: в данном случае воздействие исходит из закономерных норм поведения, которые присущи большим социальным группам.
В научно-исследовательской литературе и иных источниках, как зарубежных, так и в отечественных даются различные определения понятию коммуникации. Но есть в них и нечто общее: коммуникацию представляют в виде феномена, а исследуется он социальными науками. Ученые делают акцент на процессах, которые интегрируются через получаемые и передаваемые сообщения, а уже в этих сообщениях содержится информация о тех или иных процессах.
Сегодня массовые коммуникации играют решающую роль в обращении с информацией. В них действительно содержится большой объем информации, которые может быть доступен и полезен абсолютно любому кругу желающих. Нет ограничений по возрасту, полу, социальному статусу и профессии. Массовые коммуникации позволяют человеку не только лучше узнать собственную культуру и социум, в котором он живет, но и проникнуться в социокультурные особенности иных социальных групп. Сделать это можно через различные формы массовых коммуникаций. О них речь пойдет в следующей части статьи.
Формы массовых коммуникаций
На сегодняшний день исследователи выделяют несколько основных форм массовой коммуникации, к которым относят:
- Образование;
- Религию;
- Массовую культуру;
- Рекламу;
- Пропаганду, в частности в политической сфере.
Образование – благодаря ему каждое последующее поколение успешно усваивает весь накопленный социальный и культурный опыт. Происходит освоение совокупности знаний, материального и духовного опыта, которые были накоплены предыдущими поколениями. Образовательная система многоступенчатая, и сегодня предполагает непрерывность образовательного процесса. Это связано с тем, что знаний становится все больше, информации тоже, и освоить это все разом невозможно. Поэтому человек получает информацию порционно, благодаря чему происходит постепенное формирование сознания человека. Обеспечивается постоянная коммуникация в рамках духовной жизни общества, осуществляется адаптация и социализация личности, благодаря чему человека осваивает социокультурный опыт и становится полноценным членом общества.
Религия – во многом благодаря ей формируется мировоззрение индивида, его внутренний мир. Религия может поспособствовать активному поиску ответов на многие фундаментальные вопросы, которые всегда возникают у человека. Это вопросы сотворения мира, смысла жизни, человеческого бытия и бытия всего мира. Религия играет еще одну значимую функцию в современном мире – компенсаторскую. Это значит, что последствия человеческих страданий облегчаются, снижается уровень стресса, человека верит во что-то потустороннее и не теряет надежду на лучшее. Религия близка по своему значению и к пропаганде, и к массовой культуре. Особенно явно это становится в конце 20 века, когда массовая культура проникла во многие сферы общества.
Пропаганда – с ее помощью распространяются взгляды и идеи, аргументы и ценности. Они напрямую влияют на общество и на отдельных его членов. Пропаганда несет в себе важный смысл – она формирует общественное сознание, а еще с ее помощью можно скрыть определенные социальные факты или наоборот – акцентировать внимание на том, что будет выгодно тем, кто занимается пропагандой. Также необходимо рассмотреть роль массовой культуры в массовых коммуникациях. Она включает в себя доступные и простые для восприятия произведения. Совокупность событий и проблем, явлений постепенно становится мифом, трансформируется в электронных и печатных изданиях и становится очень доступной для массового потребителя. Массовая культура может быть постигнута абсолютно любым человеком, независимо от пола, возраста, социального статуса и профессии, уровня образования. Но массовость приводит к формированию огромного количества стереотипов, и в целом человек становится слишком «стандартизированным», таким, как и все остальные. Это имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К плюсам стоит отнести то, что у человека есть доступ к огромному ассортименту товаров и услуг. Отрицательная сторона в том, что он теряет свое собственное «я» и стремится подражать другому. Таким человеком проще управлять, манипулировать и навязывать ему чужую волю.
Реклама – это направленное на целевую аудиторию сообщение, которое несет в себе информацию о конкретном товаре или определенной услуге, об идее, известной личности или ярком событии. Сообщение готовят специалисты, оно размещается на определенных площадках, а иногда ему назначают специальную цену. Это влияет на досуговые и потребительские, политические и эстетические предпочтения индивида. С помощью рекламы также можно манипулировать и навязывать человеку определенные желания, например, желание приобрести товар или воспользоваться услугой.