Предмет и цель социальной рекламы
Объёмы рекламной информации, ежедневно обрушивающейся на современного человека, лавинообразно нарастают с каждым днём: наружная и внутренняя реклама, реклама в СМИ и Интернете, и даже в собственном телефоне. Среди этого многообразия встречаются не только материалы, направленные на продвижение коммерческих товаров и услуг, но и направленные на формирование общественного мнения, ценностных установок и моделей поведения. Последние - это так называемая «социальная реклама».
Этому понятию в российском маркетинге за рубежом соответствуют термины «некоммерческая реклама» и «общественная реклама». Общественная или социальная реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление.
Предмет социальной рекламы – это идея, обладающая некой социальной ценностью. Цель социальной рекламы - изменение отношения массовой аудитории к какой-либо проблеме, а в стратегическом плане – создание новых социальных ценностей.
В ст. 18 Закона РФ «О рекламе» приводится следующая формулировка: «социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей». Социальная реклама носит некоммерческий характер и решает важные общественные задачи. Она призвана пропагандировать положительный образ жизни и побуждать к социально ориентированным действиям.
Социальная реклама – это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение государством или органами исполнительной власти определенных социальных целей.
Отличия социальной и коммерческой рекламы
- Разные цели: коммерческие рекламодатели стимулируют положительное отношение к определённому товару и рост его продаж, социальные рекламодатели стремятся привлечь внимание к общественному явлению, сформировать мнение относительного этого явления и стереотипы поведения. Конечной целью коммерческой телевизионной рекламы нового средства для укладки волос является изменение потребительских привычек, а целью социального ролика по борьбе со СПИДом является привлечение внимания к этой проблеме, а в долгосрочной перспективе – изменение поведенческой модели общества.
- объём целевой аудитории: у коммерческой рекламы – это достаточно узкая маркетинговая группа, у социальной – все общество, или значительная его часть.
- новизна преподносимой информации: в отличие от коммерческой рекламы, информация, содержащаяся в социальной, не является новой. Наоборот, чем более адресат социальной рекламы осведомлен о теме сообщения, тем острее он реагирует на него, тем результативнее будет кампания.
Виды социальной рекламы
- реклама определённого образа жизни
- реклама законопослушания
- конституционных прав и свобод человека
- патриотическая реклама
- имиджевая реклама
Рассмотрим каждый из видов подробнее.
Реклама определенного образа жизни
К этому виду относят рекламу, призванную бороться с вредными привычками, пропагандировать профилактику различных заболеваний, здоровый образ жизни, правильное воспитание, крепкие семейные отношения.
Не затмевай свое сознание алкоголем
Позвони родителям
К этому же виду относится экологическая реклама, нацеленная на сохранение природы и бережное отношение к животным.
Реклама законопослушания
Чаще всего рекламные материалы этой группы носят политический оттенок. Подобная социальная реклама активизируется либо в сезон уплаты налогов, либо перед выборами и прочими государственными мероприятиями.
Заплати налоги и спи спокойно
Пора выйти из тени - реклама о легализации доходов
Реклама конституционных прав и свобод человека
Впиши себя в историю России - реклама о переписи населения
Патриотическая реклама
Этот вид социальной рекламы становится особенно актуальным в период государственных праздников, спортивных событий и прочих мероприятий, призванных объединить нацию.
Я помню, я горжусь - рекламная кампания, ежегодно проводимая по всей стране к годовщинам Великой Победы.
Имиджевая реклама
В нашей стране социальная реклама в основном входит в сферу государственных интересов, в то время, как за рубежом социальную рекламу одинаково активно размещают некоммерческие и коммерческие организации. Коммерческие организации размещают социальную рекламу с целью улучшения своего имиджа.
Например, табачные фабрики с помощью социальной рекламы пытаются оправдать вредное для здоровья производство сигарет, а сеть ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» своей рекламной акцией «Макдоналдс» - за детей» старается отвлечь внимание от проблем с качеством питания и сервиса. Часть коммерческих организаций размещает социальную рекламу исключительно в благотворительных целях как составную часть PR-мероприятий.
Показательно, что, если в России большинство социальной рекламы носит политический характер, то за рубежом на первом месте в рейтинге социальной рекламы – проблемы детства; далее идут семья, голод в странах третьего мира, беженцы, животные, СПИД и т.д.
Назначение социальной рекламы
Осуществлять коммуникацию между членами и институтами общества. Посредством социальной рекламы некоммерческие организации могут взаимодействовать как со своей непосредственной целевой аудиторией, так и с государственными органами. Государство, в свою очередь, через социальную рекламу может осуществлять коммуникацию с гражданами.
Массовое распространение информации об актуальных социальных проблемах и информирование о способах их решения и профилактики, а также о деятельности некоммерческих организаций или государственных структур и предоставляемых ими социальных услугах
Мотивация и побуждение массовой аудитории к социально одобренным поступкам и образу жизни, формирование ценностей и норм членов общества, а также общественного сознания и изменение поведенческой модели.
Доведение до населения решений власти, повышение уровня доверия населения к государству в целом, и к отдельным государственным организациям.
Стабилизация общества. Именно благодаря воздействию на ценностные ориентиры людей и нормы их поведения, социальная реклама способствует функционированию других общественных институтов и стабильности общественной системы в целом.
Привлечение инвестиций для решения государственных проблем и пропаганда экономически выгодных для всего государства действий.