С развитием интернет-технологий всё больше и больше людей предпочитают совершать покупки онлайн или подбирать подходящие для себя бренды и товары в сети. Именно поэтому Интернет-реклама на сегодняшний день превратилась в многомиллионную мировую индустрию.
Сначала был СПАМ
Первая в истории массовая рекламная рассылка была отправлена 3 мая 1978 года. Список получателей составлял 400 пользователей давно и был взят из каталога Арпанет (Arpanet - компьютерная сеть, созданная в 1969 году Агентством по перспективным исследованиям Мин. обороны США и ставшая прототипом современного Интернета.).
Создателем первой рассылки по электронной почте стал Гари Туэрк - менеджер по маркетингу американской цифровой компании Digital Equipment Corporation, - также известный как отец спама. Его первая рассылка содержала презентацию новых товаров компании.
Появление медиа-рекламы
Датой рождения медийной Интернет-рекламы считается 1993 год, когда был создан Global Network Navigator (GNN) - первый сайт для коммерческих объявлений и активных продаж, который представлял из себя информационный портал и содержал каталоги продукции. Спустя год работы создателям GNN пришла идея продавать рекламные площади у себя на сайте, которые получили название Интернет-баннеров, первый из которых был продан телефонной компании AT&T за 12,95 долларов в месяц и выглядел так:
Когда пользователи кликали на объявление, их направляли на виртуальную экскурсию по семи величайшим музеям мира. Идея, лежащая в основе этой концепции – произвести впечатление на пользователей тем, как AT&T может помочь им путешествовать во времени и пространстве с помощью Интернет и телефонии.
Важным шагом в развитии баннерной отрасли Интернет-рекламы стало появление в 1997 голу сайта Doubleclick (Двойной клик). Создатели этой платформы совершили переворот в Интернет-рекламе, создав способ для отслеживания эффективности баннерной рекламы и поведения потребителей, что позволило анализировать рентабельность инвестиций и оптимизировать рекламные кампании.
С увеличением количества рекламных сайтов и выходом всё новых и новых компаний в интернет, количество баннеров достигло такого уровня, что пользователи утратили интерес к ним и кликабельность баннерной рекламы упала в разы. Тогда появились всплывающие окна (попапы) с рекламной информацией, которые появлялись, когда пользователь пытался получить доступ к сайту или странице.
Всплывающие окна очень раздражали, поэтому, чтобы смягчить негативное отношение к рекламе изобрели попандеры (те же всплывающие окна, но уже не занимающие всю страницу, а расположенные снизу, сверху или сбоку от основного текста). Компания ExitExchange утверждает, что именно она является первооткрывателем попандеров.
Далее появлялись всё новые и новые виды медийной рекламы в Интернете.
Появление контекстной рекламы
К 1999 году мировой оборот в отрасли интернет-рекламы уже достиг 1 млрд. долларов. Растущее количество веб-сайтов породило потребность в поисковых системах.
Оплата за клик стала ноу-хау на рынке Интернет-рекламы и одновременно способом для получения огромных прибылей владельцам поисковиков.
Огромный вклад в развитие контекстной рекламы внесли выпускники Стэнфорда Ларри Пэйдж и Сергей Брин – основатели Googl, которые стремились монетизировать свой проект, и находили всё новые возможности качественного поиска для пользователей и настройки релевантных показов для рекламодателей. Сегодня 96% всех доходов Google приходится на рекламу.
Эра социальных медиа
Начина с 2007 года на рынке Интернет-рекламы наступает эра SMM (Social media marketing, маркетинг в социальных медиа) - комплекс действий по продвижению бренда, товара или услуги в социальных сетях, блогах, форумах, сетевые сообществах. Это связано с громадным ростом популярности последних.