Рекламой считается всякая информация, распространяемая в интересах рекламодателя по любым коммуникационным каналом, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Как это видно из определения, реклама – очень объёмное понятие, а явление рекламы в современном обществе настольно обширно и разнообразно, что, естественно, что не существует единого подхода к определению её видов. В теории рекламы есть десятки классификаций её видов в зависимости от положенного в их основу признака. Приведём наиболее распространённые классификации.
Виды рекламы по цели деятельности, предмету и задачам
Зависимости от цели деятельности рекламу подразделяют на следующие виды:
- Информативная реклама;
- Увещевательная реклама;
- Сравнительная реклама;
- Напоминающая реклама;
- Подкрепляющая реклама.
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Информативная используется для сообщения покупателям о выходе нового продукта, обновлении его свойств, упаковки и т.д.
Увещевательная реклама формирует спрос, рассказывая о преимуществах товара (услуги).
Сравнительная показывает преимущества объекта рекламирования по сравнению с конкурентной массой.
Напоминающая реклама поддерживает интерес к уже завоевавшему рынок товару.
Подкрепляющая реклама убеждает покупателей, которые уже приобрели рекламируемый продукт в правильности их выбора.
Другая классификация рекламы по цели включает следующие виды:
- Первоначальная реклама;
- Конкурентная реклама;
- Сохранная реклама;
- Связи с общественностью;
- Внутрифирменная реклама.
Как это видно из названия, первоначальная реклама сопровождает вывод на рынок нового продукта.
Конкурентная реклама показывает преимущества объекта рекламирования по сравнению с конкурентной массой.
Сохранная реклама – эквивалент напоминающей.
Связи с общественностью дают целевой общественности понять, что цели компании совпадают с целями самой общественности.
Внутрифирменная реклама направлена на сотрудников компании и призвана формировать у ник командный дух и мотивировать высокие результаты.
Виды рекламы в зависимости от предмета - товарная реклама и имиджевая реклама.
Товарная реклама стимулирует сбыта товаров или услуг.
Имиджевая реклама создаёт положительный образ рекламодателя.
Виды рекламы в зависимости от задач - коммерческая реклама и некоммерческая реклама.
Коммерческая реклама направлена на получение выгоды от продаж товара или услуги.
Некоммерческая реклама направлена на достижение нематериальных целей. Некоммерческая реклама в свою очередь подразделяется на государственную, социальную, политическую.
Виды рекламы по типу канала и территории распространения
По тоипу канала распространения выделяют такие виды рекламы:
- реклама в СМИ (в газетах, журналах, по радио и ТВ);
- наружная реклама (рекламные щиты, билборды, вывески и т.д.);
- реклама на транспорте (личном, корпоративном и общественном);
- Интернет-реклама;
- Реклама в точках обслуживания и продаж (витрины, стопперы, указатели, потолочные конструкции, системы навигации и т.д.);
- Сувенирная реклама (брендированные ежедневники, ручки, блоки для записей, ручки, влаги и пр.);
- Экранная реклама (в кинофильмах, проекционная реклама);
- Полиграфия (листовки, буклеты, визитки и т.д.);
- прямая реклама (адресная рассылка по почте, реклама «в каждую дверь», холодные звонки и т.д.).
По территории распространения бывает территориальная реклама (охватывает города, районы); региональная реклама (охватывает отдельные края, области регионы страни); национальная реклама (покрывает территорию конкретной страны); международная реклама (работает на территории сразу нескольких стран); глобальная реклама (охватывает мировое население)
Виды рекламы в зависимости от сути рекламного сообщения
В зависимости от сути сообщения бывает:
- потребительская реклама;
- профессиональная реклама;
- финансовая реклама;
- торговая реклама;
- производственная реклама;
- розничная реклама;
- политическая реклама;
- социальная реклама.
Объектом потребительской рекламы являются товары и услуги повседневного спроса, необходимые всем членам потребительского общества или большим их сегментам.
Профессиональная реклама направлена на продвижение узкоспециализированных товаров и услуг среди узко специализированной аудитории (профессиональный софт, сложный инструмент и подобное).
Финансовая реклама направлена на продвижение финансовых продуктов. Она может быть адресована как широкой публике, так и узкому кругу финансистов и бизнесменов.
В торговой рекламе рекламодателем, как правило, выступают производители, а целевой аудиторией – ретейлеры, дистрибьюторы, крупные торговые сети, то есть оптовые покупатели.
Производственная реклама иногда рассматривается как подвид профессиональной и направлена на продвижение производственного оборудования, сырья и сопутствующих производству товаров.
Розничная реклама находится на стыке между торговой и потребительской рекламой. Это реклама супермаркетов, универмагов, торговых центров, то есть точек продаж, где представлено сразу много брендов и товарных направлений.
Политическая реклама направлена на продвижение политических взглядов, сил или деятелей среди конкретных социальных групп.
Социальная реклама призвана сформировать у целевой аудитории социально одобренные привычки, образ мыслей или действий, отношение к конкретным явлениям. Это может быть пропаганда какого-либо позитивного явления (здоровый образ жизни) или борьба с негативным (злоупотребление алкоголем, наркомания).Социальная реклама размещается в интересах общества и оплачивается, как правило, из бюджетных средств либо за счёт и по инициативе социально активных коммерческих организаций.
Это не исчерпывающий перечень классификаций видов рекламы. Многие из приведённых классификаций имеют сложную многоуровневую структуру и содержат в каждом виде по целому ряду подвидов. Кроме того, рекламные технологии с каждым днём развиваются и продолжают появляться новые и новые виды рекламы.