Понятие и сущность политической коммуникации
Политическая коммуникация – это процесс обмена информацией между различными элементами политической системы в процессе их взаимодействия.
В системе маркетинга политическая коммуникация выступает в роли специфического вида отношений, в ходе которых субъекты, доминирующие в политической среде, начинают регулировать производство и распространение общественно-политических идей своего времени. Характер этих отношений незримо менялся на протяжении всей истории человечества.
Так или иначе, в основе политической коммуникации лежит ни что иное, как процесс передачи политической информации и обмен ею. Под политической информацией, в свою очередь, принято понимать сообщения, выбираемые людьми из потока разнообразных сведений с целью подготовки и принятия на их основе соответствующих решений в области государственной власти или исполнения соответствующих функций.
Структура политической коммуникации в общем виде представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовая структура политической коммуникации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В конечном счете, сущностным предназначением политических коммуникаций выступает передача политической информации, циркулирующей между элементами политической системы, а также между политическими и социальными системами.
Особенности политической коммуникации в обществе в эпоху раннего средневековья
Началом периода Средневековья и концом Античности считается 476 год, в котором пала Римская империя. С тех пор начался новый этап развития человечества.
Средние века занимают особое место в истории. Их основными характеристиками считаются:
- заложение основ национальных государств, ставших предшественниками современных европейских стран;
- построение феодальных отношений;
- существенно возрастание роли христианской церкви.
Все это не могло не сказаться на особенностях развития социальных коммуникаций. Рассмотрим их более подробно.
В период раннего Средневековья на исторической арене в роли основных действующих лиц выступали так называемые варварские королевства вандалов, готов, свевов, франков с одной стороны, и Византийская империя, которая во всем им противостояла – с другой стороны. Последней от Рима была унаследована система методов политической коммуникации.
В Западной Европе взаимоотношения между властью и обществом складывались иначе, нежели в Византии и Риме. Так не было столь жесткой централизации, а власть королей и чиновников находилась в постоянной конфронтации с властью почти что независимых местных правителей. Утвердить верховенство той или иной верхушки, как правило, удавалось лишь с применением военной силы, реже – при помощи ведения переговоров.
На формы политической коммуникации в средние века существенное влияние оказывала символика. Так, например, если требовалось огласить какое-либо властное решение или передать некое дипломатическое послание должностному лицу, его не обязательного подтверждения в письменной форме вовсе не требовалось. Достаточно было передать символическую ветвь мира, горсть земли или просто пустой пергамент, полученный от повелителя. Для средневековой аудитории было вполне достаточного самого факта наличия такого «документа».
Широкое применение символика нашла и в военной сфере. Так, например, викинги довольно пристальное внимание уделяли созданию своего имиджа, который должен был устрашать врагов. Для этого часто использовались знамена, на которых был изображен ворон, а для украшения носов их ладей применялись рогатые шлемы и драконьи головы. Подобная атрибутика неизбежно пугала врагов, в результате чего государства, подвергавшиеся нашествию викингов, часто были напуганы настолько, что даже не осмеливались оказывать им сопротивление.
Двусторонний характер властных отношений в Западной Европе в Средние века
В эпоху Средневековья властные отношения в Западной Европе имели явно выраженный двусторонний характер и реализовывались на двух уровнях:
- горизонтальный уровень;
- вертикальный уровень.
Монархи испытывали сильную зависимость от своих вассалов, а для определения направления своей политики использовали информацию из регионов. Эта информация, как известно, добывалась различными способами, среди которых были не только официальные доклады и новости. Так, например, европейские монархи не гнушались и сбором слухов. Однако чрезмерное их распространение, оговоры и доносы пресекались принятием соответствующих законов. Одним из примеров таких законов можно считать Салическую правду, которая предусматривала выплату штрафа за обвинение перед королем безвинного человека.
Так или иначе, в Средние века именно информация считалась залогом могущества. При этом скорость ее распространения оставалась относительно невысокой.
Стоит также отметить, что в эпоху Средневековья короли требовали от своих вассалов вести полный контроль над их подчиненными. В результате подобной практики всякая информация, имеющая общественное значение и исходившая от монарха, подлежала распространению среди всех его подданных, в том числе и среди крестьян. Однако из этого еще не следует, что низшие слои средневекового европейского общества были вовлечены в систему управления. Напротив, большая часть населения Европы в эпоху Раннего Средневековья, в отличие, например, от жителей того же Рима, была исключена из политической жизни. Тем не менее, они вынуждено принимали политическую информацию, то есть выступали в роли входящих коммуникаторов.
В эпоху раннего Средневековья начала формироваться сословная система, основным из принципов которой было разделение сфер влияния. Так, рыцарство должно было защищать страну, духовенство – заботиться о душах, а крестьяне – трудиться и обеспечивать всем необходимым два первых сословия. Те, кто стоял вверху сословной пирамиды получали и производили политическую информацию, которая при помощи различных глашатаев впоследствии доводилась до нижних слоев населения.