Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модель последовательного поведения покупателя

Понятие и основные виды целевых покупателей

Определение 1

Покупатель – это частное лицо или организация, которая приобретает товар или услуги в обмен на денежные средства.

Для компании важно найти не просто покупателей, а целевую аудиторию, которая будет приобретать ее товары или услуги. После выбора целевых потребителей определяются две функциональные цели совершения покупок:

  • совершение пробных покупок;
  • совершение повторных покупок.

Эти цели можно разбить на подцели, в зависимости от которых в сочетании с со степенью лояльности выделяют основные виды покупателей.

В состав первой группы целей входят следующие подцели:

  • проверка или испытание товарной категории;
  • проверка или испытание торговой марки;
  • повторная проверка или испытание торговой марки.

Ко второй группе относят четыре подцели:

  • сохранение темпа и объема покупок;
  • повышение темпа покупок;
  • увеличение размера разовой покупки;
  • ускорение процесса совершения покупки

Различают пять группы целевых покупателей:

  • новые пользователи товарной категории;
  • лояльные конкурирующим торговым маркам;
  • непостоянные потребители конкурирующих торговых марок;
  • непостоянные потребители нашей торговой марки;
  • лояльные нашей торговой марки.

Классическая классификация покупателей выглядит таким образом:

  • потенциальные покупатели;
  • новые покупатели;
  • покупателей без предпочтений;
  • постоянные покупатели;
  • лояльные покупатели.

Под потенциальными покупателями понимают тех людей, которые посещают торговые точки, но не решаются приобрести товар в данном магазине.

Если человек пришел в магазин в первый раз, то это новый покупатель. Задача продавца не просто продать товар, а создать благоприятное впечатление и стимулировать покупателя на совершение покупки именно в этом магазине.

Типология покупателей без предпочтений делают покупки без привязки к определенному магазину. Например, по дороге домой с работы.

«Модель последовательного поведения покупателя» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Постоянные покупатели – это аудитория, которая совершает покупки только в данном магазине. Задача компании сделать все, чтобы покупатель оставался клиентом надолго.

Замечание 1

Самыми главными покупателями магазина считаются лояльные клиенты. Они покупают товары исключительно только в данной торговой точке, и рассказывают о товаре или магазине знакомым и родственникам.

Построение модели последовательного поведения покупателя

Модель последовательного поведения потребителей – это схема, которая описывает участников и этапы процесса принятия решения о покупке с указанием роли, места, времени и описания принимаемых решений.

Замечание 2

Для каждой конкретной товарной категории или торговой марки и конкретной целевой аудитории информацию о процессе принятия решения о покупке и т.д. следует уточнять, так как она не идентична

Первая составляющая модели последовательного поведения – это «что», а именно этапы процесса принятия решения о покупке.

Процесс принятия решения о покупке включает четыре этапа:

  1. появление потребности;
  2. поиск и оценка информации;
  3. совершение покупки;
  4. потребление.

На каждом этапе можно увидеть конкретную реакцию покупателей - это эффекты коммуникации и позиционирования, которые возникают в результате контакта с рекламным объявлением, торговой маркой, торговым агентом, со стимулирующим предложением.

Поэтому в рекламной коммуникации уделяется внимание не только разработке рекламного воздействия, но и другим воздействиям на всех этапах. Чтобы потребитель не отказался от покупки, был полностью удовлетворен, необходимо продумывать все стадии реакции покупателей на всех этапах принятия решения о покупке.

Второй элемент модели – это «кто», т.е. роли в процессе принятия решения. Выделяют много ролей, но используются в основном пять.

Основные виды ролей и целевые действия:

  • инициатор – высказывает потребность в определенной категории товаров (к которой принадлежит марка компании);
  • оказывающий влияние – устанавливает критерии и советует марки;
  • принимающий решение – выбирает торговую марку;
  • совершающий покупку – покупает товар выбранной торговой марки;
  • пользователь – использует купленный товар по назначению.

Третий компонент – «где» - это местоположение исполнителей ролей, т.е. их локализация.

Этот элемент важен с позиции выбора средств рекламы. Главное, определить, где именно потенциальный потребитель включится в процесс покупки товара или услуги.

Выделяют 4 фактора, которые необходимо учитывать при размещении этапов модели и по каждой ситуации принять решение.

  • доступность рекламы и стимулирования;
  • присутствие потребителей, играющие другие роли;
  • постоянная торопливость;
  • физическое и эмоциональное участника процесса принятия решения.

Большое значение имеет и четвертый элемент модели – «когда», т.е. время. Продолжительность каждого этапа для разных целевых аудиторий неодинаковая. Новые потребители тратят больше всего на поиск и оценку информации, лояльные клиенты прикладывают минимум усилий, непостоянные покупатели – находятся посередине.

Последний пятый компонент – «как», т.е. описание, показывает, как проходит каждый этап модели поведения.

Принципы поведения потребителей

Поведение потребителя – это процесс создания спроса покупателей, которые осуществляют выбор благ с учетом текущих цен на рынке.

Замечание 3

Выбор потребителя зависит от тех потребностей, которые он хочет удовлетворить, от вкусов и привычек, т.е. предпочтений, которые основаны на выделение преимуществ одного товара по сравнению с конкурирующими аналогами.

Также на выбор потребителей влияет стоимость продукции, доходы и возможности покупателей.

Основные принципы поведения потребителей:

  • при выборе товара, потребитель следует своим предпочтениям того или другого товара;
  • поведение потребителя – рациональное, так как он действует согласно своему интересу;
  • потребитель стремится увеличить получаемую пользу и выгоду от товара, поскольку старается выбрать ту продукты или изделия, которые приносят наибольшую полезность.

Эти принципы и закладываются в основу построения модели поведения потребителя на рынке.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 30.07.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot