Понятие и виды PR коммуникаций
Коммуникация – это обмен различной информацией посредством вербальных (речь) и невербальных (жесты) средств, форма взаимодействия людей в процессе их деятельности.
В предпринимательской сфере важность коммуникаций заключается в том, что она является источником и носителем внутренней и внешней по отношению к организации информации, а также выступает основой разработки стратегии развития предприятия.
В PR деятельности процесс коммуникации также осуществляется посредством обмена информацией, на основе которой специалисты PR получают сведения, необходимые для принятия эффективных решений.
Различают несколько классификаций видов коммуникаций в сфере связей с общественностью.
Во-первых, их можно разделить по выполняемым функциям:
- информативная (функция, которая отвечает за непосредственный обмен знаниями, мнениями и решениями).
- интерактивная (функция, которая направлена на обеспечение взаимодействия людей в организации);
- экспрессивная (функция взаимопонимания, переживаний и эмоциональных состояний);
- перцептивная (функция, которая связана с появлением восприятия между партнерами и вытекающего из этого взаимопонимания).
Во-вторых, по видам каналов передачи информации различают личные и неличные коммуникации. Личные каналы - это передача определенных сведений между двумя и более лицами. Они распространяют разъяснительно-пропагандистскую информацию от персонала компании, который вступает в контакт с потребителем на рынке. Также это сведения экспертно-оценочного характера, передаваемые независимыми компетентными в некоторых вопросах людьми. И последний вид информации личных коммуникаций – это общественно-бытовые данные, которые распространяются друзьями, родственниками или коллегами по работе в процессе беседы с целевыми потребителями (метод «сарафанного радио»).
В-третьих, выделяют главный вид коммуникаций, при котором компания стремится предоставить общественности всесторонние сведения и убедительные аргументы относительно своей деятельности и процесса решения социально-общественных проблем. И второй вид коммуникации – это второстепенный, который заключается в поиске эффективных способов подачи информации, создание ассоциаций и внешне привлекательных образов в сознании общественности.
Данные виды коммуникаций по-разному составляют и оформляют сообщения для предоставления их общественности.
Коммуникативные модели в PR деятельности
В сфере связей с общественностью выделяют четыре модели PR-коммуникаций.
Первая модель – это модель пресс-агентства, паблисити, манипуляции, пропаганды, рекламы. Это первая профессиональная модель пиар-коммуникаций, получившая свое развитие в конце XIX - начале XX вв. В США эта модель получила название «Сбыть и смыться». Она используется различными службами по связям с общественностью в целях рекламирования и продвижения предприятия и его продукции. При этом не учитывается необходимость предоставления правдивой и актуальной информации о товарах и услугах. Компания заинтересована исключительно в получении быстрой прибыли, а создание положительного имиджа уходит на второй план. Рекламные сообщения распространяются, главным образом, через средства массовой информации.
Следующей моделью является модель информирования общественности. Основными параметрами данной концепции считаются «взаимопонимание», «доверие» и «доброжелательность», которые отражают главные цели PR коммуникаций. В рамках модели информирования общественности специалисты PR подразделений на принципе открытости предоставляют полную и достоверную информацию. Это положительно влияет на репутацию компании и создает ее позитивный образ в сознании общественности. В данной модели также доминируют интересы организации, но в настоящее время она широко применяется в общественных и политических институтах, а также в органах государственной власти.
Третья модель двусторонней ассимметричной коммуникации названа так из-за несбалансированности интересов субъектов и объектов процесса коммуникации. Потому движение информации от источника к получателю является приоритетным направлением коммуникации. В результате контактов с общественностью, компания не меняет свои принципы работы, а наоборот старается внушить общественности свое мнение и изменить ее поведение. Наличие обратной связи и делает данную модель двусторонней и диалоговой.
И последняя - это двусторонняя симметричная модель, которая представляет собой активное взаимодействие предприятия и общественности для достижения взаимопонимания. В рамках данной концепции характерны широкая практика ведения переговоров, заключения договоров, разрешения конфликтных ситуаций, которые должны способствовать изменению мнений и поведения общественности.
В отличие от предыдущих, в двусторонней симметричной модели учитываются интересы социума, а специалисты по связям с общественностью не нарушая этических норм, предоставляют правдивые и полные сведения в СМИ для создания гармоничных отношений между субъектом и объектом PR деятельности.
Управление коммуникациями в деятельности по связям с общественностью
Коммуникационный менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм влияния источников и носителей на содержание информации, передаваемой целевой аудитории, общественным и политическим группам и объединениям в процессе общения для последующего решения тактических и стратегических задач по управлению общественными отношениями.
Основными функциями управления коммуникациями в PR являются:
- функция анализа и прогнозирования;
- организационно-управленческая функция (обеспечение целей компании и ее PR подразделений, разработка планов и др.);
- информационная функция (достижение взаимопонимания, обеспечение руководства предприятия всей необходимой информацией);
- консультационная функция (специалист по связям с общественностью является советников руководителя).
Управление PR коммуникациями – это свое рода управление информационными потоками как внутри организации, так и вне ее.
Специалист по PR является менеджером по коммуникациям, который связывает компанию с общественностью.