Развитие американской рекламы в XX веке
В XX веке рекламная индустрия успешно развивалась благодаря США. После первой мировой войны наступил период торговли, и реклама стала эффективным средством продвижения товаров и услуг.
2 ноября 1920 года в городе Питсбург, штат Пенсильвания, начала работать первая коммерческая радиостанция. Радио стало основным средством массовой коммуникации. Население слушало различные новости, даже с мест событий, спортивные вести, анонсы спектаклей и радиосериалы. Рекламодатели получили возможность обращаться к широкой аудитории. Эффективность рекламы зависела от рейтинга радиопрограммы, во время которой звучали рекламные сообщения. Первые шоу на радио спонсировались рекламодателями.
Значительное развитие реклама получила после появления телевидения. В 1941 году в Америке в эфир выходит первая телевизионная программа. Постепенно радио уходит на второй план. После Второй Мировой войны развитие телевидения идет ускоренными темпами. В 1955 году возможности телерекламы расширяются благодаря появлению цвета в вещании программ. По рекламному обороту телевидение занимало второе место после печатных изданий среди носителей информации.
В конце 40-х и начале 50-х годов американцы скупали товары, чтобы «не быть хуже других». В рекламе стали выделять свойства изделий: мода, престиж, успех. Это отличало одни товары от других. Вскоре стали появляться дублирующая и однотипная продукция, которая уже не вызывала повышенный спрос у потребителей.
В 1960-е году появилась «имиджевая реклама», в которой акцент с потребительских свойств переместился на создание образа товара в сознании потребителя. Реклама сигарет Мальборо демонстрировали имидж мужественности, автомобиль Кадиллак – класс «люкс», престиж, успех и т.д.
В 70-е годы имиджевая реклама прекратило свое доминирование, и на ее место пришла «позиционирующая» реклама. Ее суть состояла в принятии во внимание того, как товары соотносятся с конкурентными аналогами в сознании потребителя.
В 1980-е годы американские рекламные агентства стали выходить на международный уровень. Знаменитые американские бренды получили сове распространение практически во всем мире: «Coca-Cola, McDonald’s, Microsoft и др. Впоследствии эти компании стали глобальными. Меняется и реклама, она адаптируется под условия каждого конкретного зарубежного рынка.
История рекламы в России в XX веке
В начале XX века с приходом на российский рынок более дешевых и массовых рекламных технологий из Европы необходимость в информационном воздействии на потребителей окончательно сформировалась в России. Но развитие рекламы тормозилось психологическими характеристиками потребителей, которые не понимали еще возможности самостоятельного выбора того или иного товара, так как обычно доверяли другому мнению.
Реклама послереволюционной России характеризовалась ориентацией на острую идеологию. Правом публикации рекламных сообщений владели только представители правительства, местный Совет рабочих, а также солдатские и крестьянские депутаты. В период 1920-1980 гг. основным жанром рекламы был политический и зрелищный плакат.
Российская реклама публиковалась и в печатных изданиях. К началу XX в. в Петербурге издавались специальные рекламные журналы «Торговля», «Торговля и жизнь», «Деловой будильник», в Москве - газета «Комиссионер», в Нижнем Новгороде - «Спутник покупателя».
В 20-е годы в рекламе стали работать мастера советского дизайна. Они сделали рекламу доходчивой, документальной, экспрессивно благодаря использованию приемов конструктивизма, фотомонтажа, аппликации.
После гражданской войны появляются первые рекламные агентства: «Рекламтранс», «Связь», «Промреклама», «Мосторгреклама» и другие. Местами размещения рекламы «Мосторгрекламы» были фойе гостиниц и театров и московские трамваи.
Период НЭПа стал самым активным в рекламном деле. Реклама выступала как одно из средств установления экономической политики и обслуживала товарооборот между городом и деревней. Реклама носила просветительский характер. Большой вклад в развитие советской рекламы внес В.Маяковский, который работал в Моссельпроме. По его мнению, обычному человеку просто необходимо объяснять ценность и полезные свойства товаров народного потребления.
Во время Второй Мировой войны реклама была исключительно агитационной, призывающая защищать Родину. В 50-80-е годы дефицит большинства товаров привел к тому, что необходимость в широкой рекламе отпала.
С началом перестройки ситуация изменилась и рекламная тематика стала расширяться. Появились объявления первых кооперативов и людей, которые начали индивидуальную трудовую деятельность.
В период 1991 - 1993 гг. реклама в России использовалась как единственная форма маркетинговой коммуникации (в первую очередь прессе и на телевидении), формировала сбытовые связи и инфраструктуру товарного рынка.
В 1995 - 96 гг. популярность получила реклама западных товаров, но большинство рекламных роликов не учитывали русский менталитет и особенности языка и восприятия рекламы.
Финансово-экономические кризисы тормозили развитие рекламы, многие игроки уходили с рынка, другие искали новые пути привлечения клиентов. В настоящее время инновационные технологии позволяют создавать уникальную и оригинальную рекламу, удовлетворяющую требования любого потребителя.
Становление рекламного дела в странах Западной Европы в XX веке
В XX веке европейские специалисты стали применять научные методы в своей деятельности. Многие стали сочетать в ней науку и искусство. В 1930-1940-е гг. были созданы специализированные исследовательские организации, которые занимались изучением проблем эффективности рекламы.
В 1910 году с создание неона на улицах Парижа можно было увидеть неоновые вывески. Витринная реклама получила свое широкое распространение в Германии. Особенной известностью и эстетическим притяжением отличались витрины немецких игрушечных магазинов.
Первые 20 лет XX века в Европе происходило осмысление рекламы:
- объектами рекламы становятся промышленные товары, лекарственные средства, бытовые товары (технические новшества в быту и производстве);
- наступает эра торговли («реклама – двигатель торговли»)
- реклама превращается в коммерческую, то есть служит для сбыта товаров и источником получения прибыли.
После Второй Мировой войны быстрый рост производства спровоцировал разработку новых рекламных концепций, где основное внимание уделялось изучению психологического восприятия рекламы потребителями.
Конец XX века – это эпоха появления цифровых технологий, которые дали большие возможности для развития рекламной деятельности. На улицах города вместо обычных рисованных плакатов размещались светодиодные мониторы.
Интернет, спутниковое и кабельное телевидение позволило расширить целевую аудиторию рекламных агентств и рекламодателей. Некоторые из них вышли на международный уровень.