Сущность государственного регулирования рекламной деятельности
Государственное регулирование рекламной деятельности – это наивысший уровень регламентирования деятельности участников рекламного процесса, осуществляемый силами государственной власти.
Сама по себе рекламная деятельность представляет деятельность, связанную с проектированием, производством и последующим распространением рекламной информации с целью привлечения внимания потребительской аудитории к товарам и услугам фирмы. На практике она реализуется усилиями рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, которые в некоторых случаях могут быть представлены одни лицом. Получателями рекламных сообщений выступают потенциальные потребители, интересы которых кто-то должен защищать.
Именно защита потребительских интересов от распространения заведомо недостоверной или ложной рекламной информации является основной целью регламентирования рекламной деятельности. Сам по себе этот процесс довольно непрост, участие в нем принимают как сами участники рекламной деятельности, так и общественные организации и государство.
Государственное регламентирование рекламной деятельности служит основой всей системы контроля рекламного рынка страны. Оно же обладает наивысшим уровнем ответственности и обязательности – нормы закона обязательны для исполнения всеми участниками рекламного процесса.
В основе государственного регулирования рекламной деятельности лежит формирование нормативно-правовой (законодательной) базы осуществления рекламной деятельности и построение системы органов исполнительной власти, контролирующих этот процесс. К числу основных объектов государственного регулирования рекламной деятельности относятся:
- рекламная деятельность как таковая;
- реклама, предназначенная для детей;
- сравнительная реклама и реклама, вводящая в заблуждение;
- реклама товаров, которые представляют потенциальную опасность для потребителей;
- правовая защита товарных знаков и иных форм интеллектуальной собственности;
- охрана авторских прав на рекламные решения и идеи;
- использование необоснованных утверждений и пр.
На практике, суть государственного регламентирования рекламной деятельности может быть сведена к следующему утверждению: минимизация вмешательства в рекламную деятельность со стороны государства, за исключением прямых запретов на отдельные виды рекламы алкоголя и табачной продукции, а также ограничения по распространению рекламы, направленной на детей и проводимую с их участием. Таким образом, государство не стремиться контролировать рынок рекламы или его участников, оно лишь очерчивает грани, которые нельзя переходить.
Показательно, что законы о рекламе как самостоятельные нормативно-правовые акты приняты лишь в двух странах мира, одной из которых является Россия (вторая страна – Франция). В нашей стране рекламная деятельность и отношения, с ней связанные, на государственном уровне регламентируется федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе». В частности, данный документ регулирует права и обязанности сторон рекламных отношений, формирующихся между участниками рекламного процесса в ходе производства, размещения и распространения рекламных сообщений на рынках товаров, услуг и работ. Данный закон не затрагивает и не регламентирует сферу политической рекламы, я также объявления частных лиц, которые не связаны с ведением ими предпринимательской деятельности.
Виды государственного регулирования рекламной деятельности
Государственное регулирование рекламной деятельности подразделяется на два типа. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Типология госрегулирования рекламной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Государственное регламентирование рекламной деятельности основано на установлении нормативно-правовыми актами соответствующих компетентных государственных органов правил, по которым должна осуществляться рекламная деятельности, и ответственности за их нарушение. Таким образом, в основе нормативного госрегулирования рекламы лежит разработка и принятие соответствующего законодательства, соблюдать которое обязаны все участники рекламного процесса. Основным его практическим инструментом выступает выше упомянутый закон «О рекламе».
В основе государственного регулирования рекламной деятельности организационного типа лежит деятельность компетентных органов государственной (преимущественно исполнительной) власти, связанная с осуществлением контролем за соблюдением участниками рекламного процесса норм и правил действующего в этой области законодательства. Одним из таких органов выступает Федеральная антимонопольная служба (сокращенно- ФАС), к полномочиям которой относится ведение контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
Основными функциями ФАС в сфере контроля рекламной деятельности выступают:
- предупреждение и пресечение фактов ненадлежащей рекламы;
- направление субъектам рекламной деятельности предписания об осуществлении контррекламы и о прекращении нарушений действующего в сфере рекламы законодательства;
- предъявление судебных исков в связи с нарушением закона и пр.
Организационный государственный контроль за рекламной деятельностью может осуществляться на различных уровнях власти – федеральном, региональном и местном. Так, например, на территории города Москва существует собственный Комитет рекламы, информации и оформления города. К числу его полномочий относится анализ состояния и потребностей рекламного рынка, формирование единого городского рекламно-информационного пространства, ведение городского реестра рекламы, разработка нормативных актов по регулированию деятельности в области наружной рекламы, представление на утверждение тарифов за использования рекламного пространства города, осуществление контроля за состоянием средств рекламы, а также соблюдением правил ее размещения и т. п.