Понятие и сущность бизнес-PR как компонента сферы паблик рилейшнз
Бизнес-PR - это пиар, реализуемый в бизнес-среде, то есть в коммерческой сфере.
PR как таковой представляет собой целенаправленную, планомерную управленческую деятельность, связанную с профессиональным управлением рыночной репутацией бизнес-структур и формированием выгодного для них общественного мнения. В его основе лежит непрерывная деятельность, включающая в себя ряд последовательных акций (инициатив), объединенных долгосрочной программой и подчиненных единой цели.
Успешная реализация PR способствует обеспечению эффективного диалога между бизнесом и общественностью. Общественность же в данном контексте включает в себя различные группы внешних и внутренних стейкхолдеров (заинтересованных сторон), такие как: потребители, поставщики, партнеры, инвесторы, сотрудники организации, средства массовой информации и пр.
На сегодняшний день бизнес-PR является одной из четырех базовых сфер функционирования паблик рилейшнз ("public relations") как такового (рисунок 1).
Рисунок 1. Базовые сферы PR. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Непосредственно коммерческий или бизнес- PR представляет собой совокупность специальных коммуникативных практик (техник и технологий), осуществляемых экономическими субъектами в части формирования положительного имиджа, своей оптимальной коммуникативной среды и управления рыночной репутацией.
Субъективная среда бизнес-PR включает в себя следующие элементы:
- фирмы и организации, включая корпоративные структуры;
- предприятия любого производственного профиля;
- PR-структуры, которые специализируются на предложении и продаже PR-услуг (специализированные агентства).
Структуры и специалисты, обслуживающие конкретные субъекты хозяйствования и решающие задачи своего учредителя, формируют собой сферу корпоративного PR.
Основными коммуникационными каналами бизнес-PR выступают традиционные медиа, включая СМИ, социальные сети и личное общение. Его инструментальную основу составляют средства массовой информации, социально и общественно значимые мероприятия и инициативы, бизнес-мероприятия, а также специальные мероприятия. Все они относятся к категории традиционных инструментов PR-деятельности. Помимо этого эксперты выделяют современный PR-инструментарий. Он включает в себя электронные пресс-релизы, форму, блоги, социальные сети и корпоративный сайт организации.
На практике бизнес-PR способствует выстраиванию корпоративной культуры, рыночному позиционированию организации, ее брендов и деятельности в сознании общественности, продвижению имиджа фирмы и ее отдельных бизнес-единиц. Кроме того, бизнес-PR лежит в основе обеспечения гибкости и адаптивности компании к рыночным изменениям, которые, кстати сказать, происходят постоянно.
Цели и задачи бизнес-PR
Главными задачами бизнес-PR выступают:
- рыночное позиционирование компании, ее структурных единиц, продукции и торговых марок в сознании потребителей и иных групп стейкхолдеров;
- выстраивание и рыночное продвижение корпоративного имиджа и имиджей отдельных бизнес-подразделений организации;
- сокращение либо нейтрализация маркетинговой эффективности конкурентов, компенсация их преимуществ стратегического и тактического порядка;
- оперативное реагирование на непредвиденные рыночные изменения, которые могут носить как позитивный, так и негативный характер;
- управление негативными последствиями собственной деятельности, включая сглаживание конфликтов между бизнесом и обществом;
- планирование и реализация социальной активности, включая спонсорские акции и благотворительные мероприятия.
Решение обозначенных выше задач способствует достижению целей, стоящих перед PR в коммерческой среде. Основной из них считается создание условий, благоприятных для наращивания прибыли. К числу целей более низкого порядка можно отнести формирование такого отношения к организации и ее деятельности, которое с одной стороны повышало бы ее рыночную репутацию и капитализацию, а с другой – обеспечивало лояльность к деятельности фирмы и ее последствиям.
По большому счету бизнес-PR призван устанавливать и поддерживать контакты с общественностью, устанавливать необходимые уровень взаимопонимания между бизнесом и стейкхолдерами, а также содействовать рыночному продвижению компании и ее деятельности.
PR в целом и бизнес- PR в частности выполняет определенную функциональную нагрузку. В частности, речь идет о возлагаемых на PR функциях. К последним относятся:
- проведение исследований, прогнозирование, анализ и интерпретация общественного мнения и отношения общественности к бренду или организации;
- разработка и реализация стратегии поддержки кампании бренда и ее продвижение через редакционный контент;
- планирования и реализация специальных мероприятий по связям с общественностью и СМИ;
- спичрайтинг;
- работа с общественными группами, государственными организациями, иными органами и объединениями от имени организации и по направлению ее социальной политики;
- управление отношениями с заинтересованными сторонами и пр.
Сущностным предназначением бизнес-PR выступает формирование такого образа компании в глазах широкой общественности в целом и целевых аудиторий в частности и отношения к ней, которые благоприятствовали бы ее деятельности и развитию. Целенаправленное и регулярное планирование и практическая реализация бизнес-PR выступают залогом успешного и стабильного развития бизнеса в долгосрочной перспективе.
В целом справедливо говорить о том, что связи с общественностью в целом и бизнес-PR в частности являются тем средством, при помощи которого бизнес стремится улучшить возможности собственного функционирования и выстраивания желаемой окружающей среды. Эффективный бизнес-PR оказывает содействие прогрессивному развитию корпорации, способствует росту финансовых показателей ее деятельности, облегчает процессы адаптации к потребностям и требованиям общества.