Понятие кадровой политики, ее цели
Кадровая политика – это деятельность по формированию такого трудового коллектива, который наилучшим образом смог бы обеспечить достижение целей организации.
Выделяют два типа целей кадровой политики: общие и специальные. Общие цели отражают философию высшего руководства по управлению персоналом, а специальные цели относятся к конкретным видам деятельности (например, обучение и мотивация персонала).
Цели кадровой политики:
- Оптимальное использование человеческих ресурсов. Каждая организация старается использовать имеющиеся человеческие ресурсы наиболее оптимальным и рациональным способом. С помощью кадровой политики определяются рабочие места и обязанности персонала.
- Обучение персонала. Другой основной целью кадровой политики является обучение и развитие каждого работника, чтобы он мог качественно выполнять свою работу. Только компетентный в своем деле работник может эффективно выполнять работу. Кадровая политика должна поощрять здоровую конкуренцию среди работников, а также предоставлять возможность для развития и роста личности.
- Создание надежных производственных отношений. Кадровая политика направлена на создание здоровых производственных отношений и, как правило, обеспечивает создание условий для достижения взаимопонимания между собственниками организации и ее работниками. Последним предоставляется возможность вносить конструктивные предложения. Посредством формирования грамотной кадровой политики можно избежать множество проблем в организации.
- Обеспечение выплаты справедливой заработной платы. Кадровая политика должна быть направлена на то, чтобы сотрудники получали справедливую заработную плату за выполненную ими работу.
- Обеспечение занятости работников. Посредством кадровой политики обеспечивается социальная и экономическая безопасность работников.
- Создание условий для обеспечения уважения человеческого достоинства. Кадровая политика обеспечивает справедливое отношение ко всем (независимо от его касты, цвета кожи и вероисповедания), и направлена на уважение человеческого достоинства. Работникам предлагаются хорошие и здоровые условия труда.
Тщательно продуманная кадровая политика оказывает стабилизирующее воздействие на функционирование организации.
Принципы и источники кадровой политики
Принципы кадровой политики:
- Принцип правильного размещения. Следует выбирать только тех людей, которые физически и умственно подходят для работы, чтобы они могли стать «активом» организации в будущем.
- Принцип развития. Всем работникам должна быть предоставлена возможность развиваться, чтобы улучшить их денежное положение и социальный статус. Работники, как правило, более усердны в работе, когда знают о возможностях продвижения по службе в организации.
- Принцип участия. Если работники участвуют в формировании целей деятельности организации и ее политики, можно избежать большого количества проблем, возникающих из-за недопонимания.
- Принцип взаимного интереса. Работники должны чувствовать интерес со стороны менеджмента организации. От этого зависит мотивация работников, которая определяет эффективность их трудовой деятельности.
- Принцип создания хороших условий труда. Работникам должны быть предоставлены лучшие инструменты, хорошие условия труда и адекватная заработная плата, а также должна проводиться беспристрастная оценка их работы.
- Принцип гибкости. При изменении обстоятельств в организации кадровая политика тоже может меняться. Технологические изменения происходят в промышленности очень быстро, и по этой причине необходим постоянный пересмотр такой политики.
Рассмотрим основные источники кадровой политики:
- Традиции и прошлый опыт;
- Кадровая политика аналогичных организаций;
- Философия руководства компании;
- Предложения сотрудников;
- Трудовое законодательство и политика правительства;
- Профсоюзы и ведение коллективных переговоров;
- Цели организации;
- Международные правила формирования кадровой политики;
- Деловая среда;
- Ежедневный опыт решения кадровых проблем.
Особенности закрытой кадровой политики
Выделяют открытую и закрытую кадровую политику. Разница между ними заключается в том, на что ориентирована организация (внешний персонал или собственный), на сколько открыта компания в процессе формирования персонала по отношению к внешней среде.
Как правило, для закрытой кадровой политики характерна ситуация дефицита рабочей силы. Если в компании проводится такой тип политики, у нее отсутствует приток новых работников. Однако при этом в организации есть наставничество, что позволяет работникам наиболее быстрым способом адаптироваться. В таких компаний персонал является очень сплоченным.
Обучение и развитие персонала осуществляется во внутренних центрах компании, что способствует формированию единых взглядов, применению общих технологий, а также адаптации к работе организации.
При необходимости назначения нового руководства предпочтение отдается сотрудникам организации. Иными словами, закрытая кадровая политика обеспечивает планирование карьеры.
Если рассматривать вопрос мотивации и стимулирования, тут следует сказать, что наиболее предпочтение отдается мотивации. В нее включает удовлетворение потребностей работников в стабильности (то есть, как правило, персонал нанимается на долгое время), безопасность (не предполагается их увольнение в ближайшее время), социальное принятие.
При внедрении каких-либо инноваций в организации с закрытой кадровой политикой появляется потребность в специальной инициации процесса разработки таких инноваций. Это позволяет обеспечить причастность работников к внедрению чего-то нового, а также сформировать в их голове осознание общности судьбы с компанией.