Краткая биография
Лев Выготский родился в $1896$ году 17 ноября в Белоруссии в городе Орша. Он был из семьи служащего. Его первым учителем был Соломон Ашпиц, использующий в своей педагогической работе метод сократического диалога. В $1917$ году Выготский окончил Московский университет, его юридический факультет. Параллельно с этим Лев Семенович заканчивает историко-философский факультет в Университете имени Шанявского. После этого он преподавал в Гомеле. Начиная с $1924$ года Выготский вел работу в Москве в МГИ экспериментальный психологи. Затем в Экспериментальном дефектологическом институте, который сам и основал. Позднее он читал лекции в вузах Москвы, Харькова, Ленинграда.
Формирование Выготского как учёного происходило в период трансформации советской психологии на основе методологии марксизма. Это наложило определенный отпечаток на его работу. Ведя поиск методов изучения поведения человека и сложных форм психической деятельности Выготский активно критиковал ряд философских и современных ему психологических концепций. Он показывал бесплодность объяснения поведения человека путем сведения высших форм поведения к элементам низшего порядка.
В последние годы своей жизни Выготский много внимания уделял изучению структуры сознания. Его труд «Мышление и речь» является основополагающим для отечественной психолингвистики. Изучая речевое мышление, Лев Семенович совершенно по-новому решает вопрос локализации высших психических функций в качестве структурных единиц функционирования мозга. Исследуя распад и развитие высших психических функций в рамках детской психологии, психиатрии и дефектологии Выготский пришел к выводу, что структура сознания является динамической смысловой системой находящихся в единстве аффективных интеллектуальных и волевых процессов.
Выготский умер от туберкулёза в $1934$ году 11 июня в Москве. Переоценка взглядов на культуру и науку в тридцатых годах в СССР в выразилась в забвении работ Выготского. И только во второй половине пятидесятых годов вновь стали публиковать его работы.
Культурно-историческая теория Выготского
Культурно-историческая теория развития личности и психики разрабатывалась Л.С.Выготским и приверженцами его школы Леонтьевым, Лурией в 20-30 годах прошлого века.
В своем подходе Выготский предлагал рассматривать социальную среду в качестве основного источника развития личности. В развитии детей, согласно его теории, существует два переплетенных направления. Первое - это естественное созревание, а второе заключается в овладении культурой, способами мышления и поведения. В соответствии с теорией Выготского, развитие мышления, а также иных психических функций, осуществляется прежде всего не через саморазвитие, а посредством использования ребенком «психологических орудий», овладения системой символов-знаков (письмо, язык, письмо)
Развитие восприятия, мышления, памяти и иных психических функций происходит через внешнюю деятельность, где культурные средства обладают предметным видом, а психические функции действуют внешне, интрапсихически. В процессе отработки деятельность психических функций интериоризируется, сворачивается, становится интерпсихической, вращивается.
В процессе отработки, сворачивания вовнутрь психические функции обретают осознанность, автоматизированность и произвольность. При возникновении затруднений в мышлении и иных психических процессах, существует возможность экстериоризации, т.е. вынесения психической функции вовне, уточнение ее функционирования во внешне-предметной деятельности. Таким образом, замысел во внутреннем плане всегда можно отработать действиями во внешнем плане.
Следует отметить, что на первом этапе внешней деятельности, ребенок все делает в сотрудничестве со взрослыми.
Выготский считал, что любая психическая функция появляется сперва как коллективная и социальная деятельность, а уже затем в качестве внутреннего способа мышления ребенка.
Сотрудничество с другими членами общества служит главным источником развития ребенка, при этом важной чертой сознания является его диалогичность.
Сознание развивается посредством диалога: диалога ребенка со взрослыми или диалога взрослого человека со взрослым. Даже после превращения во внутренние психические процессы, ВПФ сохраняют социальную природу. По Выготскому, слово относительно сознания представляется малым миром по отношению к большому.
Л.С. Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития», которая представляет собой пространство действий, которые ребенок не может пока выполнить сам, но способен осуществить их вместе со взрослым. По мнению Выготского, хорошее обучение упреждает развитие.
Другая часть теории Л.С.Выготского дает представление о развитии человека как о ступенчатом процессе, в котором периоды ровного накопления возможностей сменяются периодами кризиса. Кризис здесь представляет собой бурный, а иногда и драматический этап слома старого багажа с формированием нового способа жизни. Кризисы болезненны, но неизбежны. При этом, неблагополучие ребенка во время кризиса - это не закономерность, а следствие неграмотного поведения взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка.
Л.С. Выготский выдвинул тезис об активности ребенка. Он считал, что ребенок активно влияет на взрослого, часто управляя им в большей степени, чем взрослый человек управляет ребенком.