Волевая регуляция — это необходимый для преодоления внешних и внутренних трудностей, высший уровень произвольной регуляции деятельности.
Особенности подросткового возраста
Волевая регуляция у подростков в возрасте с 11 до 14 лет она затруднена по причине ослабления контрольных функций коры. Последние, в свою очередь, связаны с изменением баланса корково-подкорковых отношений в этот период в пользу преобладания возбуждающих влияний подкорки.
В подростковом возрасте появляется отсутствие возможности постоянного самоконтроля со стороны самого ребенка и его желание быть самостоятельным. Так, постоянная опека со стороны родителей, которая связана с их желанием видеть ребенка здоровым, может привести к реакции эмансипации. Подобные реакции характерны для периода подросткового кризиса, когда присутствует чрезмерный контроль подростка родителями.
Для реакции эмансипации присуще стремление освободиться от родительской опеки, контроля и покровительства со стороны взрослых и старших. Все это также может сопровождаться особым эмоциональным реагированием со стороны подростка. В этот период осуществляется коренная перестройка структуры волевой активности, когда дети значительно чаще начинают регулировать собственное поведение через внутреннюю стимуляцию.
Для волевой сферы подросткового возраста характерна противоречивость, поскольку при значительно увеличивающейся общей активности ребенка механизмы его волевой активности еще не сформировались в достаточной степени. Действия в этом случае производятся по наиболее сильному мотиву. Подростки высоко ценят умение владеть собой, при этом отсутствие необходимого волевого качества способно вызвать у них тревогу. По мнению многих исследователей для подростков с 12 до 14 лет присуща переоценка уровня развития у себя волевых качеств.
Чрезмерная сила эмоций, проявляющаяся в эмоциональности, оказывает значительное влияние на самоконтроль. Как аффект, так и апатия ведут к трудностям в контроле над собой, своим телом и действиями. Это является особенно важным для поддержки оптимального состояния, поэтому человеку очень сложно выходить из подобного эмоционального состояния. Все это еще раз отражает отдельную связь эмоциональной и волевой сферы.
Связь эмоциональной и волевой сферы подростка
Наиболее характерна связь эмоциональной и волевой сферы для подросткового возраста. Особенность аффекта здесь представлена полной поглощенностью, своеобразным сужением сознания. В этом случае эмоции полностью начинают блокировать интеллектуальный план и волю. Все действия концентрируются только на предмете аффекта.
В качестве особенности эмоционального компонента внутренней картины состояния подростков выступает то, что они начинают испытывать тревогу понимания реальности смерти. Часто по этому поводу возникает презрение или отчаяние. Страх предопределяет использование со стороны подростка волевых усилий, которые должны быть связаны с его преодолением. В новом стремлении преодолеть тревожность ребенок фактически игнорирует смерть путем создания опасных для жизни ситуаций.
Как писал Е. П. Ильин, существуют волевые качества, которые не относятся к преодолению эмоций и регуляции. Примером может быть терпеливость, которая представляет собой человеческую способность к долговременному подавлению волевым усилием стремлений выйти из неблагоприятного состояния. При наличии слабой нервной системы у лиц усталость проявляется позже, чем у тех, кто обладает сильной нервной системой. Это происходит с помощью более экономного расходования энергии, хотя можно было бы ожидать обратное.
Изменения, которые были обусловлены нарушением корково-подкорковых отношений и ослаблением управляющей функции фронтальных отделов коры мозга, имеют временный характер. Таким образом, в этом процессе у старшего подростка происходит восстановление и нормализация произвольной саморегуляции поведения и психической деятельности. У девочек это осуществляется к 14-15 годам, а у мальчиков к 15-17 годам. Если этого нет, то психологи говорят о раннем/позднем половом созревании, опережающем/запаздывающем развитии.
Повышению эффективности самоконтроля будут способствовать следующие действия:
- Точное формулирование целей, способов и последовательностей выполнения заданий;
- Выполнение подростками специальных упражнений, которые направлены на выработку навыков контрольных и измерительных действий и приемов регуляции собственных действий на основании результатов самоконтроля;
- Специальная разработка методических приемов, которые предопределяют эффективный переход от простейших упражнений к более сложным комплексным заданиям.
Особенности самооценки подростков
Самооценка является представлением подростка о самом себе, включая свои возможности, способности, отношения с другими людьми. От самооценки зависит то, каким образом подростки воспринимают себя, отношения с другими, поведение при разных жизненных ситуациях (например, в ссоре, конфликте и т.д.). В психологии и педагогике принято выделять несколько типов самооценки:
- Завышенная,
- Адекватная,
- Заниженная.
Заниженная самооценка у подростка, как правило, вызывает раздражительность, напряженность, тревогу. Причины ее возникновения в большей степени связаны с оценкой окружающими поведения. Особенно это воздействие отмечается в детстве (например, когда подросток за каждую провинность должен выслушивать, какой он плохой или неуклюжий).
Большинство исследователей пришли к мнению, что окончательная самооценка формируется в подростковом возрасте. Тем не менее, на этой стадии она все еще отличается неустойчивостью, ситуативностью. У взрослого человека самооценка более устойчива, а пошатнуть ее способны лишь негативные события. Дополнительно на самооценку во взрослом возрасте влияют личностные качества.
Низкая самооценка у подростка часто связана с отсутствием или недостаточной волевой регуляцией. Это проявляется в том, что дети видят во всех своих действиях, суждениях, что-то плохое, постоянно сравнивая себя с какими-то идеальными образами. У них могут возникать сложности с определением своих желаний, принятием похвалы или знаков внимания. В будущем такой человек отличается неумением сказать нет и состоянием жертвы.