Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Диагностика эмоционально-волевой сферы подростка

Все предметы / Психология / Диагностика эмоционально-волевой сферы подростка
Замечание 1

Диагностика эмоциональной сферы — это исследование, которое проводится преимущественно с помощью стандартизованных тестовых опросников (например, шкалы тревожности Спилбергера, шкалы депрессии Бека, методики самооценки актуального эмоционального состояния, методики «Самочувствие, активность, настроение» и др.). Иногда в диагностике используются проективные методики.

Особенности эмоционально-волевой сферы подростков

Эмоционально-волевая сфера связана с эмоционально-волевой регуляцией поведения подростка. Это синтетический процесс, который предназначен для регуляции деятельности в сложных и напряженных условиях.

Эмоции занимают центральное место в эмоционально-волевой сфере, которая представляет собой скоординированное взаимодействие между эмоциональными и волевыми процессами в различных ситуациях, деятельности или социальном взаимодействии.

Для успешной регуляции поведения требуется баланс эмоциональных и волевых компонентов системы. Если происходит нарушение равновесия, то появляется потребность в том, чтобы подавлять эмоциональные состояния с помощью волевого усилия. В этом случае воля начинает выступать в качестве антагониста в отношении эмоциональной сферы.

Эмоционально-волевая регуляция предполагает наличие не вполне осознанных человеком регуляторных компонентов, которые принимают участие в необходимых ситуациях преодоления трудностей и препятствий по пути к достижению цели.

Человек может не только произвольно регулировать эмоциональные состояния, которые мешают эффективной реализации деятельности, но и активировать эмоцию интереса, которая способна поддерживать усилие воли. Процесс осознания особенностей процесса стимулирования эмоций приводит подростка к перестройке деятельности и осуществлению ее с максимальным учетом потребностей и личностных особенностей.

Методы и особенности диагностики эмоционально-волевой сферы подростков

Готовые работы на аналогичную тему

Современная психологическая литература содержит информацию о большом количестве методов и методик исследования воли и эмоций. Большая часть из них получила широкое распространение и часто используется в практической работе специалистов различных направлений диагностической деятельности.

Для практических психологов большое значение имеют методы исследования эмоционально-волевой сферы подростков, которые не получили широкого распространения. Так, в практической деятельности психолога школьного учреждения применение подобных методов позволит установить защитные реакции, маскировочное поведение, подростковые страхи и манипуляции.

Ряд методов обладает психотравмирующим характером, поскольку включает вопросы, вызывающие негативную реакцию своим содержанием. Анализ различных эмоциональных и волевых проявлений в любом случае представляет достаточно сложный процесс. В первую очередь, значительная доля подростков может относиться к процессу диагностики с осторожностью и подозрительностью. Некоторые из них считают, что полученную информацию психолог может использовать против них.

Умение специалиста по диагностике не нанести процедурой тестирования психологическую травму — это важное и обязательное условие проведения диагностики. Подбор методик, включая их чередование и использование фактора возможно интереса, представляет собой признак профессионального подхода.

Существуют особенности, которые присущи общей диагностической деятельности. Также есть методики, которые специфичны для диагностики эмоций и воли. Диагностика эмоционально-волевой сферы подростка состоит из двух важных аспектов:

  • Инструментальный аспект (исследование качеств, скорости и адекватности эмоциональных и волевых переживаний);
  • Аспект отношений (исследование характеристик, выражающих отношение лица к выполняемым действиям, окружающим людям и самому себе).

В ходе диагностики эмоций и воли главная задача состоит в выявлении аспектов или действий, которые являются ошибочными. Они приводят к негативным переживаниям и неправильным действиям. Задача подобной диагностики гораздо шире. В том числе, она включает установку действий, которые могут привести к успеху, позитивным эмоциям и проявлению воли.

Поиск методов диагностики эмоционально-волевой сферы в условиях современного информационного обеспечения не представляет для опытных специалистов большой сложности. Определить общепринятую методику достаточно просто. Сложности начинаются при формировании благоприятной обстановки исследования, когда специалист начинает подбор конкретных методик, учитывающих возраст, пол, уровень развития и воспитания подростка.

Материал, накопленный в области диагностики эмоционально-волевой сферы, предполагает возможность не только прямого и непосредственного использования, но и возможности поиска прочих методов, приемов и инструментов исследования.

В соответствии с видом методики важно соблюдать некоторую последовательность диагностической деятельности. Ее этапы включают:

  • Диагноз деятельности, поведения, переживаний подростка;
  • Анализ и характеристику особенностей подростка;
  • Диагностику эмоциональных переживаний и волевого процесса регуляции;
  • Описание психических процессов, с помощью которых регулируется эмоционально-волевая сфера полростка;
  • Исследование эмоциональных переживаний и проявлений воли, включая регуляцию и психические процессы, от которых зависит их протекание.

Сочетание нескольких способов исследования с методом наблюдения способно давать сведения не только о существовании тех или иных особенностей. Оно помогает специалисту более точно выстроить работу по формированию возможностей регуляции эмоционально-волевой сферы подростка.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис