Внимание – это особый психический процесс, с помощью которого познавательная активность человека может направляться и сосредоточиваться на явлениях и предметах, процессах и связях, которые присутствуют в окружающем нас мире.
Сущность внимания и его особенности
Высшая нервная и психическая деятельность, которая характерна для человека, должна обладать определенной направленностью и избирательностью. Внимание является направленностью и сосредоточенностью сознания, которые предполагают рост уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.
Внимание становится в ходе эволюции одной из важнейших психологических функций. Оно представляет собой обязательное условие результативности любой деятельности, включая восприятие реальных предметов и явлений, выработку двигательных навыков или операций с числами, словами, образами.
В науке принято выделять несколько видов внимания:
- Непроизвольное,
- Произвольное,
- Послепроизвольное.
Первое из них связано с общей направленностью личности. Оно проявляется независимо от сознательных намерений человека, которые не предпринимает каких-либо усилий. Основой непроизвольного внимания становится ориентировочный рефлекс, действующий на новый или неожиданно действующий раздражитель.
С помощью непроизвольного внимания обеспечивается быстрая и правильная ориентация человека в постоянно изменяющихся условиях среды. Люди выделяют благодаря ему те объекты, которые могут иметь в этот момент наибольший жизненный смысл.
Возникновение произвольного внимания происходит в том случае, когда люди ставят перед собой определенные задачи, сознательно вырабатывая программу действий. Решение поставленной задачи может потребовать от человека волевых усилий, необходимых для вхождения в работу и выполнения действий.
Основная функция произвольного внимания — это активное регулирование психических процессов. Если у человека развито произвольное внимание, то он получает возможность активно и избирательно «извлекать» из памяти информацию, принимать правильные решения.
Послепроизвольное внимание наступает после произвольного. Последнее так затягивает в работу, что впоследствии без волевых усилий субъект может работать далее (например, конспектирование книги). Для послепроизвольного внимания характерна длительная высокая сосредоточенность. К нему относят наибольшую интенсивность и плодотворность как учебной, так и трудовой деятельности.
Физиологическая основа произвольного и непроизвольного внимания
Физиологическая основа внимания представлена процессами возбуждения и торможения, включая особенности их движения и взаимодействия. Эти процессы происходят в коре головного мозга.
Направленность высшей нервной и психической деятельности личности связана с возбуждением одних участков коры и торможением других. Среди возбужденных участков необходимо выделить тот, который в соответствующий момент имеет максимальное значение. Он господствует над всеми остальными, чем обеспечивает избирательность человеческой деятельности и осуществление контроля ее протекания.
Возбуждение и торможение обеспечивают то, что человек имеет возможность долго удерживать собственное внимание на каком-либо объекте. Любые избирательные виды деятельности могут быть связаны с соответствующим уровнем активности мозга. Он, в свою очередь, задается специальным мозговым аппаратом, который включает ретикулярную формацию и лобные доли.
Активация мозга часто связана с физиологическими потребностями (например, чувством голода) или раздражителями внешнего мира (например, сигналы опасности). Раздражители оказывают воздействие на деятельность мозга двумя путями:
- Ретикулярная формация,
- Специфические сенсорные зоны коры и лобные доли.
Рассмотренный механизм активации мозга находится в основе непроизвольного внимания, а произвольное внимание относится к деятельности лобных долей больших полушарий и появлением доминанты в соответствующем центре мозга (доминирует очаг возбуждения).
Оба описанных механизма внимания находятся в основе лимбической системы, которая обеспечивает вегетативное и эмоциональное сопровождение психической деятельности. Например, человек, который прислушивается к слабому звуковому сигналу, начинает задерживать дыхание.
Развитие произвольного внимания у детей зависит от речевого развития и формирования доминанты. По этой причине у детей в возрасте до 6–7 лет данный вид внимания значительно затруднен. Механизмы, которые лежат в основе непроизвольного внимания, созревают более быстро.
Роль внимания в образовательном процессе
Еще великий русский педагог К. Д Ушинский начал называть внимание единственной дверью, с помощью которой изучаемая информация может проникать в сознание индивида. Оно предопределяет состояние организма, включая готовность воспринимать и настроенность. Возбудить и постоянно поддерживать внимание в образовательном процессе становится важнейшей задачей педагога.
Внимание представляет собой начальную ступень понимания. При его возникновении разделяется реальное и воображаемое, происходит возникновение предположений и догадок. Организация внимания и наблюдения становятся главным условием успеха обучения.
Если учителю удается привлекать внимание к предмету изучения, то это значит, что он достигает 50 % успеха. Внимание требуется в процессе восприятия, осмысления, понимания, воображения, усвоения, запоминания, воспроизведения. Внимание — это регулятивная функция мыслительной деятельности.
В процессе обучения оно способствует осмыслению поставленных задач, их решению и проверке. В учебном процессе большую роль играет как произвольное, так и непроизвольное внимание. Для высшего образования наиболее существенное значение имеет произвольное, самоуправляемое внимание.
Любые акты учебной деятельности ставят определённые цели и задачи. По этой причине студенту в любом случае необходимо прилагать волевые усилия для организации сосредоточенности.