Психопрофилактика — это система мероприятий, которые направлены на предотвращении возникновения психических заболеваний либо их обострения. Она направлена также на социально-психологическую и личностную адаптацию.
Понятие, цель, задачи и принципы психопрофилактики
Психопрофилактика представляет собой специальный вид деятельности психолога, который направлен на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья человека на всех стадиях развития. Это направление науки является разделом общей профилактики. Психопрофилактика состоит из системы мероприятий, которые позволяют изучать причины и начать своевременное устранение психических нарушений и заболеваний.
В соответствии со способом организации работы принято рассматривать несколько приемов психопрофилактики:
- Индивидуальная;
- Семейная;
- Групповая.
Целью психопрофилактики является своевременное выявление и исключение факторов, которые приводят к отклонениям в развитии. Задачи данного раздела касаются предупреждения развития отклонений с помощью раннего устранения действия болезнетворных причин на личность (организм) и проведения мероприятий, которые предотвращают рецидивы.
При осуществлении психопрофилактики большую роль играют следующие принципы: адресность, комплексность, позитивность и др.
Адресность предполагает необходимость учета половых, возрастных и социальных характеристик.
Комплексность характеризуется эффективным воздействием на различных уровнях (например, личностном, семейном, уровне социального пространства). Также для психопрофилактики важны позитивность информации, возможность сведения негативных последствий к минимуму, а также направленность результата на будущее.
При осуществлении психопрофилактики требуется максимальная активность и личная заинтересованность участников, которые должны проявлять высокий уровень ответственности.
Направления психопрофилактики
Направления психопрофилактической работы включают в себя адаптацию детей к детскому саду, когда даются рекомендации родителям (лицам, которые их заменяют) по оказанию помощи детям в адаптационный период. Благодаря психопрофилактическим мероприятиям производится исследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную. Здесь специалисты обращают внимание на их готовность к обучению, подготавливая для родителей и педагогов рекомендаций, которые позволят ликвидировать возможные отставания и пробелы при подготовке к школе.
Еще одно направление психопрофилактики связано с определением психологической готовности к обучению в школе. Это позволяет оптимально выбрать учебное заведение, осуществить раннее выявление способностей или отклонений в развитии, произвести их коррекцию. В рамках психопрофилактики психолог совместно с педагогом может разработать программу индивидуальной работы с теми детьми, которым это необходимо.
В рамках направлений психопрофилактики проводится психологическое обследование детей, поступающих в учреждения интернатного типа. Это необходимо для формирования максимально благоприятных условий и позволяет развивать детей в ходе социально-психологической реабилитации. Профилактика предупреждает психологическую перегрузку и невротические срывы, которые вызваны условиями жизни, обучения и воспитания.
Специалисты в области психопрофилактики создают благоприятный психологический микроклимат в учебно-воспитательных учреждениях. Это производится с помощью оптимизации соответствующих форм общения (педагоги с детьми, педагоги с коллегами и родителями, консультирование сотрудников).
Виды психопрофилактики
Психопрофилактика подразделяется на:
- Первичную,
- Вторичную,
- Третичную.
Первичная психопрофилактика в первую очередь заключается в просвещении граждан о причинах психических расстройств (отклонений) в психическом развитии и адаптации. Это дает возможность организации здорового образа жизни и своевременного обращения к специалистам за консультацией в ситуациях, которые создают высокий риск заболеваний.
Психологи выделяют несколько видов первичной психологической профилактики. Их суть состоит в воспитании у населения психологической грамотности, в просветительской деятельности (вопросы стрессовых ситуаций, их последствий, методов профилактики и способов противостояния), в коррекции деструктивных межличностных отношений.
Для осуществления психопрофилактической работы в этой сфере применяют следующие методы:
- Раннее диагностирование психических заболеваний (отклонений);
- Медицинское исследование психического состояния различных групп граждан (например, школьники, воспитанники детских садов, военнослужащие и др.);
- Санитарно-просветительская деятельность;
- Сбор статистических данных, касающихся условий возникновения психических отклонений и их дальнейший анализ;
- Организация специальной медпомощи (работа психоневрологических санаториев, диспансеров, дневных и ночных стационаров);
- Обучение приемам саморегуляции;
- Получение навыков, позволяющих избавитьсяот девиантного поведения и вредных привычек.
Вторичная психопрофилактика включает систему мероприятий, которые концентрируются на ликвидации факторов риска. Они при наличии определенных условий приводят к рецидиву (обострению заболевания).
Третичная психопрофилактика является комплексом мероприятий, направленных на предотвращение развития психических отклонений и инвалидизации при хронических расстройствах, а также на реабилитацию пациентов.