Понятие тревожность в современной психологии
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность человека, имеющая негативную эмоциональную окраску и проявляющаяся в повышенной склонности к опасениям, переживаниям, беспокойству.
Тревожность у ребенка может стать причиной трудностей во взаимодействии с окружающими и в обучении, так как она создает эмоциональный дискомфорт и препятствует установлению контакта, что приводит к снижению продуктивности познавательной деятельности.
Личностная тревожность – это устойчивое образование, она проявляется в хроническом переживании соматического и психического напряжения.
Человек, даже по незначительному поводу, склонен к раздражительности и беспокойству. В психологию это понятие было внесено психоаналитиками и психиатрами, многие из которых рассматривали тревожность как врожденное свойство личности.
Человек, как утверждал З.Фрейд, имеет несколько врожденных влечений, являющихся движущей силой его поведения и настроения. Неврозы и тревожность, по его мнению, порождаются столкновением биологических влечений и социальных запретов.
Проблему тревожности исследовали неофрейдисты, в том числе, К. Хорни,
Она выделила и описала основные невротические потребности:
- потребность в одобрении и любви, желание невротика быть любимым всеми;
- потребность в поддержке, желание иметь сильного и опекающего партнера;
- потребность властвования, лидерства, доминирования во всех сферах жизни;
- потребность в признании, публичном восхищении, что для невротика становится мерилом самооценки;
- потребность оставаться незамеченным, ограничивать свою жизнь узкими рамками.
Удовлетворяя эти потребности, по мнению К. Хорни, человек стремится избавиться от тревоги, но, поскольку невротические потребности удовлетворить нельзя, то и от тревоги избавиться невозможно.
Авторы не разделяют тревожность и беспокойство, потому что, то и другое есть ожидание неприятности, и она может вызвать в ребенке страх, избежать который ребенок может при помощи тревоги. Страх появляется у человека с самого момента его рождения, к такому выводу пришел основатель бихевиоризма Дж. Уотсон.
Тревога, в теории З. Фрейда, выполняет для психики роль сигнала, что может возникнуть опасность, если бессознательное желание будет реализовано.
Экзистенциальная теория считает, что тревога является эмоциональным состоянием, сопровождающим осознание бессмысленности того мира, в котором живет человек.
Современная психология рассматривает тревожность как один из параметров индивидуальных различий. Однако вопрос её принадлежности к какому-либо уровню психической организации человека пока остается открытым, поэтому тревожность можно трактовать как индивидуальное и как личностное свойство человека. Механизмы формирования тревожности тоже остаются неопределенными.
Тревожность, таким образом, представляет собой фактор, который опосредует поведение человека в конкретной ситуации или в их широком диапазоне.
У младших школьников и дошкольников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности и защищенности со стороны ближайших родственников.
Вербальные признаки тревожности дошкольников
В жизни любого человека общение играет очень важную роль и является тем процессом, которым человек пользуется ежедневно.
Общение ребенка со сверстниками и взрослыми зависит от сформированности навыков диалогической речи, отсутствие которых приводит к повышению тревожности и ведет к нарушению процесса общения в целом.
Вербальная коммуникация использует речь – самое универсальное средство общения, при котором получаемая информация менее всего теряет свой смысл. Дикция при вербальной коммуникации и способность удерживать внимание слушателей имеют большое значение. При хорошей дикции человека можно лучше понять. У дошкольников это не всегда получается, поэтому речь ребенка не всегда понятна взрослым, а это вызывает у ребенка агрессию или замкнутость.
Вербальное общение относится к достаточно хорошо исследованной разновидности коммуникации и универсальной передачи мысли. Сообщение любой знаковой системы можно перевести на вербальный человеческий язык.
У дошкольников к проявлениям тревожного поведения относятся вспышки раздражительности, избыточная активность, драчливость, непослушание, жестокость.
У многих детей можно наблюдать прямую и косвенную вербальную тревожность, начиная от агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз.
Отечественные и зарубежные психологи называют особенности детско-родительских отношений одним из основных факторов формирования детской агрессивности. Ребенок, не понимая значения многих взрослых слов, использует их, чтобы обидеть, огорчить или досадить сверстнику.
Ребенок произносит некоторые «плохие» слова, чтобы выразить свои эмоции и чаще всего в неожиданных ситуациях, например, упал, обидели или поддразнили. Да и просто, ребенку хочется поговорить и быть услышанным, но тревожить может то, что его не поймут правильно, он не будет услышанным, останется без внимания.
Взрослым в таких ситуациях очень важно увидеть признаки вербальной тревожности ребенка и вовремя их искоренить. Дошкольник очень эмоционален, и вся его жизнь состоит из эмоций и чувств, но, чтобы они были полными необходимы ещё невербальные признаки.
Невербальные признаки тревожности дошкольников
Средства невербального общения очень разнообразны. Общение может происходить не только с помощью речи, но и с помощью жестов, мимики, позы, голосовой интонации и др.
Невербальные средства коммуникации могут быть даже достовернее, чем слова, они свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека.
Нормальное общение невозможно без специфического языка выразительных движений, но дошкольники пользуются этим языком неосознанно и непроизвольно.
Несмотря на то, что для них роль невербальных средств в общении не всегда бывает очевидной, они не теряют своего большого значения.
Невербальная информация имеет несколько способов обмена:
- вазомоторные реакции, пантомимика, жесты, мимика;
- диапазон, тональность и качество голоса;
- темп и ритмика речи, смех и плач;
- внезапные жесты, позы по отношению друг к другу.
Об умении владеть собой, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, точно выражать свои мысли свидетельствуют навыки невербального общения и знание невербального языка.
Когда ребенок хорошо владеет своими жестами и выразительными движениями, он вполне способен понимать нюансы в выражении лица, жесты и движения тела другого человека.
Ребенок будет испытывать затруднение в общении со сверстниками и взрослыми, если не умеет правильно выразить свои чувства, когда скован, неловок, а его мимико-жестовая речь неадекватна. Нервное напряжение и эмоции активно разряжаются благодаря работе мышц тела и лица.
Язык жестов, мимики и пантомимики относятся к первым помощникам в общении и, если ребенок овладевает этим языком, он становится не только интересным в общении, но и познает других, обретая друзей.
Для дошкольников невербальными признаками тревожности являются скованность, неловкость, неадекватная мимика и жесты, тревожное поведение.
Голос ребенка может быть сильно подавлен или сильно эмоционален, конечности могут подергиваться, а поза меняться. Данные признаки говорят о том, что ребенок что-то переживает, чем-то встревожен. Проблема будет решаема, если взрослые – родители и воспитатели, сразу обратят на это внимание.
Тревожности подвержены и мальчики и девочки, но, сфера переживания тревоги и её интенсивность у них различна.
Более тревожными в дошкольном возрасте являются мальчики, их в большей степени беспокоят насилие и наказание, тревожность девочек возрастает к 12-ти годам и наступает по поводу взаимоотношений с другими людьми.