Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологические детерминанты имиджа руководителя

Все предметы / Психология / Психологические детерминанты имиджа руководителя
Определение 1

Имидж – это сформировавшийся в сознании людей образ, представленный совокупностью определённых качеств, которые ассоциируются с конкретной личностью.

Сущность и свойства имиджа

Имидж представлен сформировавшимся образом человека или компании. В нем выделяют ценностные характеристики и черты, которые оказывают соответствующее влияние на окружающих.

Психологи рассматривают несколько важных свойств (детерминант) имиджа:

  • Известность, определяемая через популярность у большой группы людей;
  • Адресность, представляющая собой ориентацию на некоторый крут лиц, которые интересуются конкретной личностью (партнеры, работники компании, поклонники);
  • Активность, которая предполагает способность обладателя имиджа влиять на сознание, эмоции и действия других лиц;
  • Динамичность, представленная способностью имиджа меняться, преобразовываться по причине изменений личности;
  • Пластичность, являющаяся оперативным изменением имиджа в зависимости от экономических, политических, социальных и других условий;
  • Истинность в виде соответствия имиджа настоящим качествам субъекта.

Поведение любого индивида определяет не только набор личностных качеств, особенности конкретной ситуации, но и специфика социальной среды, в рамках которой происходит реализация его деловой активности. В какой-то мере осознанные намерения конкретного лица могут преломляться через призму социальных стереотипов, которые ему свойственны. Их формирование происходит под влиянием факторов макро- и микросреды, а реализация осуществляется в рамках ролевого поведения.

Образ «Я» представляет собой самосознание личности, которое развивается в процессе коммуникации на основе языка и мышления. Человеческое «Я» — это результат выделения субъектом самого себя из окружающей среды, из общества других индивидов. Реальное «Я» способно отражать то, кем на самом деле является определенный человек, какие внутренние особенности психики, потребности, желания, мысли и чувства ему присущи.

Далеко не все чувства, желания и мысли люди способны проявлять внешне в пределах своего поведения и общения с людьми. Например, при возникновении противоречий между нормами поведения в данном обществе и желаниями человека, при несовпадении мыслей человека и ожиданий окружающих, внешне показываемый образ и поведение могут не совпасть с реальным «Я».

Готовые работы на аналогичную тему

Образ «Я» — это то, каким образом субъект стремится выглядеть перед окружающими, и то, каким он видит себя. Каждым человеком как бы формируется его внешний образ. Его «считывают» другие люди и на этой основе формируют определенное отношение. Один из важнейших способов формирования внешнего образа представлен выбором имиджа.

Детерминанты имиджа делового человека

Имидж человека при знакомстве с ним складывается, прежде всего, из одежды, обуви и прически. Эти критерии в первую очередь показывают социальную принадлежность индивида и, следовательно, то, представляет ли он потенциальную опасность для окружающих.

Важная детерминанта имиджа, особенно имиджа руководителей, представлена манерой держаться. К ней относятся следующие составляющие:

  • Осанка,
  • Поза,
  • Доброжелательное выражение лица,
  • Взгляд и т.д.

Большую роль играет походка человека. Так, исследователи провели следующий эксперимент. Они сняли на камеру прохожих на улице, а потом попросили уголовников-рецидивистов выбрать тех людей, на которых они бы напали. Большая часть опрошенных лиц единодушно указала на одних и тех же прохожих. Решающая роль здесь заключалась именно в походке. В число предполагаемых жертв не попали те люди, у которых чувствовался внутренний стержень (упругая, стремительная и энергичная походка).

Любые акты делового общения, детерминированные рассмотренными выше факторами, представляют собой ролевое поведение. Роль является способом поведения, который задает общество. Она формируется на основе двух переменных: базовые психологические установки «Я» и ожидания других людей. Бывает так, что на протяжении одного дня руководителю необходимо играть несколько ролей (например, управленец, коллега, партнер по переговорам и т.д.). В любом случае предпосылка успеха состоит не только во всестороннем и глубоком анализе деловой ситуации, а в готовности к успеху, которая связана с состоянием и ориентацией «Я» человека.

Имидж руководителя по большей части может быть определен тем, какие он использует базовые психологические установки. Формирование установок «Я» происходит при закреплении самых часто повторяющихся реакций (позитивных или негативных) на окружающих.

Установки в рамках имиджа руководителя

Существуют четыре типа установок по отношению к окружающим людям со стороны руководителя:

  • Я хороший — ты хороший;
  • Я хороший — ты плохой;
  • Я плохой — ты хороший;
  • Я плохой — ты плохой.

Установки «Я хороший — ты хороший» считается самой нравственной и продуктивной, так как чаще всего человеку причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию (по причине нравственной незрелости). Руководители с этой установкой внутреннего имиджа знают себе цену и ждут, что окружающие люди (особенно подчиненные) воздадут им должное. Такие люди трудятся и сотрудничают конструктивно, являясь победителями.

Установка «Я хороший — ты плохой» присуща для руководителей, которые не способны к созидательному самоутверждению. Они сваливают ответственность за собственные трудности на других и пытаются при наступлении неудачи выбрать «козла отпущения» среди подчиненных, вымещая на них свое разочарование.

Установка «Я плохой — ты хороший» характерна для руководителей с комплексом неполноценности. Они чувствуют себя бессильными и постоянно сравнивают себя с другими.

Установка «Я плохой — ты плохой» — это установка, которая приводит к саморазложению личности. Она способна порождать безнадежность и потерю интереса к жизни. Руководители с данной установкой быстро раздражаются, подвержены тяжелой депрессии и непредсказуемы.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис