Межгрупповая дифференциация
Межгрупповая дифференциация - это понятие в социальной психологии, которое отражает процесс категоризации других людей как представителей своей или чужой группы.
Межгрупповая дифференциация - это один из главных механизмов функционирования социальной группы, который способствует становлению и обособлению отдельных общественных объединений и позволяет различать их, а также идентифицировать их представителей.
Межгрупповая дифференциация работает по двум направлениям: ингрупповой фаворитизм (склонность к более высокой оценке ингруппы, чем аутгруппы, по положительным основаниям и стремление поведенчески действовать на благо группы) и аутгрупповая дискриминация (склонность к более высокой оценке аутгруппы, чем ингруппы, по негативным основаниям и стремление поведенчески действовать, чтобы навредить аутгруппе).
Можно выделить 3 уровня, на которых проявляется межгрупповая дифференциация:
- когнитивный: тщательный анализ информации о членах ингруппы, чем аутгруппы; более выраженная подверженность влиянию членов ингруппы; большее снисхождение в объяснении удач и неудач членов ингруппы;
- аффективный: склонность испытывать более положительные эмоции к членам ингруппы, чем к членам аутгруппы;
- поведенческий: более частое общение и взаимодействие с членами ингруппы; более частое оказание поддержки членам ингруппы; снисхождение к провинностям членов ингруппы.
Таким образом, межгрупповая дифференциация может проявляться совершенно по-разному. К наиболее интересным ее формам относятся дегуманизация аутгруппы, оценка критика и эффект «паршивой овцы».
Дегуманизация - это отказ в приписывании человеку или социальной группе тех качеств, которые исконно являются человеческими. Выделяют две основные формы дегуманизации: до уровня животных (приписывание аутгруппе меньше качеств и характеристик, свойственных людям, которыми не обладают другие живые существа) и до уровня машин (приписывание членам аутгруппы меньше качеств и характеристик, свойственных живым существам вообще)
Оценка критика проявляется в том, что члены ингруппы более положительно реагируют на «своего» критика по сравнению с «чужим». У них складывается представление, что «свой» критик хочет помочь, а «чужой» - навредить.
Эффект «паршивой овцы» проявляется в том, что член ингруппы, соблюдающий социальные нормы, воспринимается более позитивно, а член ингруппы, нарушающий социальные нормы - более негативно, чем член аутгруппы.
Стереотипизация как феномен межгрупповой дифференциации
Итак, социальная категоризация - это процесс, в рамках которого реализуются два диаметрально направленных вектора: идентификация со своей группой и дифференциация (отличие) от другой.
Главным механизмом межгрупповой дифференциации является стереотипизация (процесс приписывания индивиду характеристик согласно его групповому членству), а также социальная каузальная атрибуция.
Однако стереотипизация не всегда однозначно связана с категоризацией: мы можем определять человека в конкретную категорию на основании объективных свойств, однако не приписывать ему стереотипных качеств.
А. Тэшфел выделяет следующие функции стереотипизации:
- психологические - это процесс упрощения и систематизации больших массивов информации в социальном контексте;
- социально-психологические - это процесс сохранения и защиты ценностей индивида;
- социальные - это механизм объяснения существующих отношений между группами и оправданий намерений и действий, совершаемых по отношению к другим группам.
Стереотипизация как феномен межгрупповой дифференциации проявляется именно на социально-психологическом уровне: она служит способом формирования отношений прежде всего внутри собственной группы и создания образа, с которым члены группы могли себя ассоциировать.
Таким образом, стереотипизация формирует поддержание позитивной групповой идентичности. Положительная идентичность способствует ощущению безопасности и стабильности
В этом контексте есть большая разница между стереотипом как социальным явлением и стереотипизацией как индивидуальным психологическим процессом – результатом стереотипизации не всегда является искаженный или негативно окрашенный образ. Стереотипизация - это больше индивидуальный способ познания и отражения социальной реальности.
Основные свойства и виды социальных стереотипов
Социальные стереотипы - это большая группа стереотипов, построенных на упрощенных представлениях о каких-либо социальных группах.
Наиболее актуальными в контексте данной статьи являются этнические стереотипы: они подразделяются на два вида:
автостереотипы - это представления членов этнической группе о самих себе; гетеростереотипы - это представления членов группы о представителях аутгруппы.
На самом деле, оба этих их вида существуют во взаимосвязи образуют целостность этнического самосознания: через дифференциацию характеристик и свойств происходит идентификация. Безусловно авто- и гетеростереотипы могут быть полярно направленными, а могут быть также и дополняющими.
Формирование этнических, как и любых социальных стереотипов, происходит уже в раннем детстве, и причем чаще всего опосредованно (через наблюдение, примеры общения и поведения других людей).
Основные свойства социальных стереотипов следующие:
- эмоционально-оценочный характер: социальные стереотипы так или иначе отражают оценку, предпочтения, степень привлекательности, а также сами стереотипные черты уже эмоционально заряжены;
- устойчивость и даже некоторая ригидность: социальные стереотипы действительно очень устойчивы и могут сохраняться в течение нескольких поколений. Однако все-таки эта устойчивость стабильна: стереотипы трансформируются при расширении информации, коренных социальных изменениях;
- согласованность - высокая степень единства представлений внутри стереотипизирующей группы;
- неточность представлений о других этнических группах.