Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экспериментально-генетический метод

Психология наряду со структурно-аналитическим методом широко использует экспериментально-генетический метод исследования психического развития. Особенно большое значение он имеет для детской генетической психологии.

Экспериментатор с его помощью может исследовать происхождение и развитие у ребенка каких-либо психических процессов. В ходе исследования можно выяснить, какие этапы в него включены, какие определяющие факторы. Отслеживая и сравнивая выполнение одних и тех же задач на последовательных ступенях развития ребенка, можно ответить на эти вопросы. Данный подход в психологии называется генетическим или методом поперечных срезов.

Модификацией экспериментально-генетического метода является лонгитюдное исследование. Суть этого исследования сводится к длительному и систематическому изучению одних и тех же испытуемых, а это дает возможность определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека.

Экспериментально-генетический метод был разработан и впервые применен Л.С. Выготским при исследовании формирования высших опосредованных форм внимания и памяти. Метод связан с теорией развития высших психических функций.

Смысл генетического метода состоит в разработке искусственных экспериментальных условий, которые способствуют созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. Два основных положения лежат в основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений:

  1. Первое положение связано со спецификой человеческих психических процессов. Это опосредованные процессы, использующие самые разнообразные психологические орудия-средства-знаки;
  2. Второе положение – психический процесс возникает и функционирует в 2-х планах – социальном и психологическом или как категория интерпсихическая, а потом как интрапсихическая.

Экспериментально-генетический метод с большим успехом применялся в исследованиях А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. Большой вклад в его развитие внес П.Я. Гальперин, который разработал методику и теорию поэтапного формирования умственных действий. Позже он разработал методику целенаправленного формирования психических процессов с заранее заданными свойствами.

Черты и особенности экспериментально-генетического метода

Основной отличительной чертой этого метода является его соответствие предмету теории. Говоря другими словами, метод направлен на выявление закономерностей процесса происхождения и развития высших психических функций, т.е. социокультурного генезиса.

В связи с этим он может применяться для исследования любой высшей психической функции, но логика конкретного экспериментального исследования всегда будет сопровождаться внесением в его организацию и формы проведения неизбежных коррективов. Безусловно, все коррективы оказывают влияние на подбор экспериментальных средств, соответствующего стимульного материала и др. В качестве примера можно привести исследование закономерностей развития памяти и закономерностей развития мышления у детей разного возраста, которые во многом будут отличаться друг от друга.

Но тем не менее основные принципы экспериментально-генетического метода всегда сохраняются, а это значит, что в любом конкретном исследовании, всегда присутствуют общие принципы и специфические особенности.

Лонгитюдное исследование

Мы уже говорили, что лонгитюдное исследование является модификацией экспериментально-генетического метода. Рассмотрим его подробнее. В этом исследовании одна выборка обследуется дважды за определенный период времени. Нет четких правил по поводу того, когда исследование с повторным обследованием будет лонгитюдным. При использовании этого термина учитывают два приблизительных критерия:

  • Первый критерий, когда речь идет об изучении естественных изменений, не вызванных экспериментальным путем;
  • Второй критерий связан с употреблением данного термина в отношении регулярного обследования на довольно длительном временном интервале. Это значит, что обследование одних испытуемых, например, в течение одной недели несколько раз, не должно претендовать на название лонгитюдного. При этом надо заметить, что «довольно длительный временной интервал» зависит от уровня развития испытуемых. Рассматривать его как лонгитюдный можно было бы, если на момент первого обследования испытуемым было всего несколько дней от роду.

Так как на лонгитюдные исследования тратится больше времени, денег и усилий, они относительно редки. Широкие временные рамки этого исследования являются досадным практическим неудобством, не угрожающим валидности. Примером такого неудобства могут быть устаревшие используемые методики и оборудование.

Поскольку суть лонгитюдного плана сводится к сравнению полученных ранее результатов, с результатами более поздними, то исследователь должен использовать способы измерения, выбранные в самом начале. Ситуация складывается таким образом, что в ходе длительного исследования тест теряет свою теоретическую актуальность. Поэтому, естественно, то, что было интересно в 1990 году, может быть невостребованным в 2015 году.

Проблемы выборки исследования

Целый ряд проблем связан с характером выборки, потому что долгосрочные исследования требуют от испытуемых затрат времени и усилий. Вполне очевидно, что отбор в какой-то степени должен основываться на таком факторе, как вера испытуемых в ценность исследования. При такой ситуации выборка может оказаться не репрезентативной в отношении популяции, на которую можно перенести свои выводы. Кроме этого, испытуемые из лонгитюдной выборки в основном ровесники, относящиеся к одному поколению или когорте, а это значит, что любые результаты для данного поколения, будут в какой-то степени, специфичны.

Например, интересует вопрос, как изменяются люди в течение первых 30-ти лет жизни, при условии, что они родились в 1940 году. В этом случае с определенной долей уверенности можно сказать, как они изменялись в 1950-х, 1960-х, 1970-х годах. Результаты были бы иными, если испытуемые появились на свет раньше или позже.

Несмотря на то, что многие параметры лонгитюдной выборки, не соответствуют критерию репрезентативности, они все-таки дают возможность избегать при отборе систематических ошибок. Систематической ошибки быть не может, если каждый испытуемый сравнивается сам с собой. Но, на практике есть вероятность избирательного отсева, т.е. испытуемые, выбывшие из исследования, закономерно отличаются от тех, кто остался.

При лонгитюдном изучении интеллекта, например, у выбывших испытуемых он более низкий при первом же тестировании. Выпадение в результате низкого уровня компетентности оказывают влияние на результаты более молодых испытуемых. Следствием является «позитивное искажение» в пользу старших возрастных групп. Можно ограничить сравнение результатами, оставшихся в группе людей, которые влияют на итоговые показатели всех возрастных категорий. В этом случае выборка изначально не репрезентативная будет еще более таковой.

Можно сказать еще об одном признаке, отличающем участников лонгитюдного исследования от популяции, на которую исследователь хочет перенести свои выводы. В отличие от популяции участники лонгитюдного исследования регулярно проходят психологическое тестирование – в результате потенциальное значение имеют две причины искажения валидности:

  1. Первая причина связана с тестированием. На его результаты окажут влияние подобные тесты, или выполненные ранее;
  2. Вторая причина имеет более общий характер и связана с проблемой реактивности. На поведение человека может повлиять факт осознания того, что его изучают, поэтому ответы этих испытуемых не всегда отражают типичный процесс развития.

Это вовсе не значит, что данные проблемы характерны для всех лонгитюдных исследований. Наиболее выражены они в тех, которые связаны с частым и явным тестированием испытуемых зрелого возраста. Возможности лонгитюдного исследования достаточно широки и не ограничиваются возможностью отслеживать развитие одной черты или одной формы поведения. Данное исследование позволяет изучить любые закономерности возрастных изменений при условии измерения необходимых параметров.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot