Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Факторы групповой сплоченности и их роль в обучении

Все предметы / Психология / Факторы групповой сплоченности и их роль в обучении
Определение 1

Групповая сплочённость — это понятие социальной психологии, означающее степень приверженности членов группы своей группе. Групповая сплочённость — это один из процессов групповой динамики.

Понятие и особенности групповой сплоченности

Групповую сплочённость представляет собой системное качество группы в виде единого механизма. Этот процесс выражается через степень приверженности её участников.

Признаки сплоченности группы:

  • Работа группы в качестве единого целого (ее участники не могут мешать друг другу, осуществляя взаимодействие);
  • Активное и эффективное участие членов группы в совместной деятельности;
  • Направленность на достижение определенной общей для всех цели;
  • Рациональность в использовании ресурсов;
  • Открытость отношений, включая развитость взаимопомощи и обмен знаниями.

Первые исследования феномена «групповая сплоченность» начинаются в социальной психологии западных государств. Впервые Л. Фестингер характеризует групповую сплоченность в качестве результата влияния совокупности сил, которые действуют на участников для того, чтобы они остались в ее пределах.

Силы, удерживающие человека в группе, при данном подходе определялись в следующем составе: эмоциональная привязанность человека к группе; польза и значение группы для человека; удовлетворенность членством со стороны каждого участника.

Степень групповой сплоченности специалисты определяют через частоту и стабильность конкретных межличностных, в первую очередь, эмоциональных, контактов. По этой причине исследование групповой сплоченности и воздействие на нее непременно исполняется ч помощью исследования коммуникативного взаимодействия между участниками группы.

Исследования показали, что чем более благополучным будет положение человека в коллективе, тем с большим желанием он будет его посещать, активнее проявляя себя в общественной работе. Для таких участников группы присуще положительное отношение к коллективу и интерес к общественному. Так, дети, которые не смогли занять удовлетворяющее их положение в группе и не пользуются взаимностью, как правило, ищут общение с ровесниками вне своего класса. В классе же они будут чаще конфликтовать и вести себя недоброжелательно. Все это тормозит их нравственное развитие.

Готовые работы на аналогичную тему

В целом коллектив благоприятно воздействует на развитие личности только тогда, когда человек находится в удовлетворяющем положении. В противном случае формирование личности в коллективе представляется весьма затрудненным.

Факторы сплоченности детского коллектива

Сплоченность детского коллектива очень влияет на обучение. Ее можно характеризовать ч помощью уровня единомыслия и взаимодействия ее участников. Говоря иначе, сплоченность в ходе обучения представляет собой обобщенный показатель духовной общности и единства. В группе, которая сформировалась из незнакомых людей, определенное время обязательно будет потрачено на достижение той степени сплоченности, который важен для решения групповых задач.

В состав основных факторов сплоченности группы, влияющих на обучение, входят:

  • Похожесть основных ценностных ориентаций участников;
  • Ясное понимание и определенность групповых целей;
  • Демократизм в руководстве;
  • Взаимная зависимость участников группы при осуществлении совместной деятельности;
  • Относительно небольшой объём;
  • Отсутствие микрогрупп, которые конфликтуют между собой;
  • Наличие традиций группы и престиж.

Большое значение в формировании и развитии коллектива в процессе обучения играет классный руководитель. Его главная функция представлена развитием личности каждого, формированием причастности, чувства ответственности и коллективизма.

Уже в первом классе преподавателем формируются взаимоотношения между учениками с помощью учебной деятельности. На уроках он создает ситуации, когда хвалит одного за успех и обращает внимание всех на это. Также он может порицать другого ученика за совершение ошибок или невнимательность. В этих ситуациях любую оценку ученик воспринимает в качестве основной характеристики личностных качеств сверстника.

Сплоченность класса в ходе обучения связана со взаимоотношениями в коллективе и с отношением к личности учителя. Ее усиление происходит со второго по четвертый класс, поскольку сложное время знакомства ребенка со школой завершается. Более тесными в это время могут стать контакты с одноклассниками, при этом личность преподавателя становится несколько менее значительной.

Факторы групповой сплоченности в школе связаны с общественной и учебной деятельностью, которая способствует формированию коллектива, сплачивая его через общие цели и интересы. Непосредственное воздействие на совершенствование личности оказывает дружный коллектив, включая поддержку учителей. В следующие годы школьники уже более болезненно реагируют на замечания взрослых, которые сделаны при других.

Роль факторов сплоченности в обучении

Сплоченность в классах при обучении связана с получением определенного статуса в группе. Любой школьник будет бояться понизить его, стараясь исключить и исправить ошибки для того, чтобы занять достойное место среди товарищей. Со временем учащиеся более глубоко начинают осознавать соответствующие личностные качества.

В коллективе класса происходит подкрепление эмоциональных связей и взаимоотношений через нравственную оценку поведения. Сплоченность коллектива в этом случае определяется через педагогический стиль, который представляет собой основной фактор развития групповой сплоченности в школьном возрасте.

Стиль педагогического общения включает наличие индивидуально-типологических особенностей взаимодействия учителя и школьника. В его пределах находят выражение коммуникативные возможности классного руководителя, включая сложившийся характер отношений, творческую индивидуальность и особенности учеников и педагога.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис