Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности межличностных отношений в малых студенческих группах

Определение 1

Студенческий возраст — это особенный период в жизни человека. Он представляет собой время перехода от юности к зрелости. Юношеский («студенческий») возраст считается началом самостоятельной, взрослой жизни.

Особенности студенческого возраста

В юношеском возрасте принято рассматривать несколько возрастных периодов:

  • Раннюю юность (16–17 лет);
  • Собственно юность (18-20 лет);
  • Позднюю юность (20–21 год).

Данные возрастные периоды обладают собственной спецификой, но, при этом, имеют много общих характеристик. В исследованиях многих авторов был накоплен существенный теоретический и эмпирический материал, который позволяет говорить о том, что межличностные отношения студентов связаны с несколькими особенностями.

Во-первых, межличностные отношения связаны с возрастными особенностями этой социальной группы. Во-вторых, они относятся к особенностям деятельности, присущей этой группе.

Замечание 1

Профессиональная подготовка в учебных заведениях осуществляется через вовлечение будущих специалистов в различные виды деятельности, включая учебную, научно-исследовательскую и общественную.

Учебная деятельность происходит в группах и является основным видом деятельности студентов. Она занимает наибольший объем времени во всей подготовке будущих специалистов.

Научно-исследовательская деятельность происходит в ходе участия в деятельности различных научных сообществ и объединений. Общественная работа дает возможность существенно обогатить социальный опыт учащихся в области построения межличностных взаимодействий в малых и больших группах. Она формирует у них позитивные личностные черты.

Общение и взаимоотношения в студенческих группах

«Особенности межличностных отношений в малых студенческих группах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В период обучения студенты проявляют себя в эстетической и досуговой деятельности. Как правило, в ее рамках создаются небольшие группы студентов, которые осуществляют некоторое межличностное взаимодействие.

Если общение носит положительную направленность, то это позитивно влияет на личностно-профессиональное развитие молодого человека, позволяя существенно обогатить содержание всякого межличностного взаимодействия. Разница в национальном, социально-экономическом составе студентов, присущий им интеллектуальный, креативный потенциал, развитие профессиональных и общекультурных интересов и ценностей, способно сделать студенческую среду достаточно неоднородной.

Неоднородность среды очень сильно влияет на межличностные взаимоотношения. Она проявляется на уровне познавательной активности студентов, включая их ориентацию в установке трудовых отношений, качественное и содержательное состояние выстраиваемого межличностного взаимодействия.

Кроме большого количества факторов (например, экономических, политических, культурных), большое значение для построения и развития межличностных отношений в малых группах имеет среда, которая сформирована в рамках вуза.

Образовательная среда состоит из нескольких структурных единиц, которые влияют на личность. Если взять за основу интерпретацию Г. А. Ковалева, то эта среда включает:

  • Физическое окружение (архитектуру здания, размер учебных помещений);
  • Человеческий фактор (личностные, статусные, ролевые, возрастные, национальные особенности студентов);
  • Особенности программ обучения (стиль преподавания, контроль и оценки).

Среди перечисленных факторов ведущим в межличностных отношениях в малых группах считается человеческий фактор.

Особенности отношений в малых студенческих группах

Определение 2

Малая студенческая группа — это общность, которая является первой и основной ячейкой. Здесь происходит формирование личности будущего специалиста в процессе межличностного взаимодействия.

Малая студенческая группа считается сложным и многообразным социальным явлением. Оно развивается в соответствии с объективно существующими законами, законами общения. Мощное социальное действие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности малых студенческих групп, в которую включен учащийся, особенности других референтных групп.

В малой группе, как правило, происходят динамичные процессы. Для них характерно структурирование, формирование и изменение межличностных, эмоциональных и деловых отношений, распределение групповых ролей и выдвижение лидеров. Данные групповые процессы способны оказывать огромное воздействие на личность, включая успех учебной деятельности и профессиональное становление.

Среди особенностей малой студенческой группы необходимо выделить однородность возрастного состава (разница, как правило, составляет не более пяти лет). Она обуславливает возрастное сходство целей и интересов, влияет на процесс сплочения в группе.

Основным видом деятельности малой группы является учение, при этом факторы учебного сплочения будут слабее, чем производственные. По этой причине часто сплоченный коллектив не формируется, в нем каждый сам по себе.

Студенческие группы действуют на основе самоуправления с помощью системы формальных и неформальных лидеров. Они подвержены соответствующим управляющим воздействиям со стороны преподавателей.

В студенческих группах могут также проявляться такие социально-психологические явления, как: «коллективное переживание» и «коллективное настроение», эмоциональные реакции коллектива на события. Настроение в малой группе способно стимулировать или угнетать деятельность коллектива. Оно приводит к конфликтным ситуациям или неудовлетворенности.

Коллективное мнение представляет собой сходство суждений, взглядов в области вопросов коллективной жизни (например, одобрение или порицание определенного события или поступка участника группы). Оно включает явление подражания, внушаемости или конформизма, состояние соревнования как форму взаимодействия.

Межличностные отношения, прежде всего, связывают студентов друг с другом. Отношения, строящиеся по типу «студент - студент» в вузовской среде, относят к горизонтальному уровню взаимодействия. В малых группах его характеризует интенсивность неформального общения, удовлетворение психологических потребностей, развитие характера и свойств личности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot