Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности формирования межличностных взаимоотношений младших школьников с нарушением слуха

Все предметы / Психология / Особенности формирования межличностных взаимоотношений младших школьников с нарушением слуха
Определение 1

Межличностные отношения — это взаимодействие нескольких мыслящих индивидов в реальной жизни. Основой отношений является эмоциональное восприятие друг друга (положительное или отрицательное) или потребность взаимодействия ввиду совместной трудовой и прочей деятельности.

Особенности межличностных отношений младших школьников с нарушенным слухом

Становление межличностных отношений осуществляется в малых социальных группах, которые представлены небольшими объединениями людей, занимающихся одной и той же деятельностью. К таким группам относятся: школьный класс, студенческую группу, трудовой коллектив и др.

Межличностные отношения, характерные для младших школьников с нарушенным слухом, как правило, устанавливаются в школах и интернатах для глухих и слабослышащих. Большое значение в этом процессе имеют педагоги и психологи.

Проблема формирования межличностного взаимодействия у младших школьников с нарушенным слухом обладает особым значением в становлении личности в целом. От того, какие личностные взаимоотношения формируются в детском саду, классе в школе, трудовом коллективе и каким образом относятся к ребенку с нарушенным слухом сверстники и взрослые, зависит, усугубится воздействие дефекта на жизнь этого индивида или будет нейтрализовано.

Младшие школьники, которые нормально слышат, обладают достаточным опытом в общении. Для них легко даются навыки и формы взаимодействия с окружающими людьми. Они легко учатся давать оценку себе в качестве партнера по общению, оценивая в процессе общения собеседника.

Замечание 1

У детей с нарушенным слухом (глухих, слабослышащих) опыт общения с окружающими людьми незначителен. По этой причине им необходима помощь взрослого человека для обучения взаимодействию. Таким взрослым в жизни младшего школьника могут стать родители и педагоги школ для глухих и слабослышащих.

Готовые работы на аналогичную тему

При рассмотрении особенностей формирования межличностных отношений младших школьников с нарушенным слухом важно учесть 2 основных аспекта, присущие для обучения межличностному взаимодействию. В этом плане необходимо усвоение детьми норм и правил поведения в процессе общения. Одновременно с этим они должны уметь проводить оценку использования данных норм и правил в общении с другими (это производится как со своей стороны, так и со стороны собеседника).

Важная сторона межличностных отношений представлена восприятием и оценкой (социальной перцепцией и рефлексией). Она заключается в способности адекватно воспринимать других людей, отношения в рамках групп, отношения групп к нему.

При осуществлении взаимоотношений в группе у школьника может формироваться способность давать оценку другим людям, а также умение выделять черты характера, способности, интересы, эмоциональное состояние. В этом случае ребенок пользуется основными психологическими процессами, начиная с восприятия и заканчивая ощущением (мышление и память).

Невербальное общение детей с нарушениями слуха

Невербальное общение играет большую роль в общении детей и подростков с нарушенным слухом. Это связано с тем, что речевое недоразвитие и слабый слух не могут дать возможность выражения всей гаммы эмоций и чувств, имеющихся у ребенка. Обучение в закрытых школах для глухих или слабослышащих, снижение контактов с окружающими за пределами школы, способны приводить к серьезному влиянию учителя на восприятие и оценку отношений между глухими детьми.

Умение точно воспринимать и давать оценку человеку приходит с жизненным опытом, включая опыт общения с другими людьми. Развитие и формирование адекватного восприятия себя и окружающих в ходе общения происходит у младших школьников с нарушенным слухом неравномерно. Этот процесс тесным образом связан со степенью потери слуха, а также с тем, в какой мере данной стороне жизнедеятельности ребенка было уделено внимание в семье и школе.

Психология содержит теоретическое положение о том, что при осуществлении систематического воздействия на обучение слабослышащих детей появляется возможность привести навыки общения в норму. При этом такую норму считают относительной, поскольку процесс общения находится в зависимости не только от умений и навыков, но и от множества психологических характеристик самих школьников.

Роль родителей в осуществлении межличностного взаимодействия младших школьников с нарушенным слухом

При проведении корректировки межличностной сферы глухонемых и слабослышащих детей, педагоги и психологи учитывают не только степень потери слуха, но и индивидуальные особенности школьника. Они включают:

  • Характер ребенка,
  • Отношение школьника к труду и учебе,
  • Способность понимать чувства других людей,
  • Чуткость и внимательность,
  • Понимание школьником базовых категорий общения (например, понятий «друг», «товарищ», «одноклассник», «сотрудник»).

Большое значение в организации межличностного взаимодействия имеют родители, так как именно их мнение и взгляды в первую очередь воздействуют на манеру общения, восприятие и понимание школьником себя и других людей. В состав психодиагностических методик исследования можно включить: выбор в действии (Немов Р.), технику «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад).

Формирование межличностных отношений школьников происходит наиболее эффективно, когда в качестве целенаправленного педагогического средства выступает подвижная игра. В ее процессе ребенок получает возможность овладеть правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивая общественную мораль.

Подвижные игры играют большую роль во всестороннем, гармоничном развитии детей школьного возраста. Участие школьников в подвижных играх дает возможность сформировать доброжелательные и позитивные межличностные отношения.

Такие игры лучше всего использовать в первую половину дня (например, одновременно с проведением урока физкультуры или утренней гимнастики). Во второй половине дня игры могут быть использованы в свободной деятельности. Необходимо придерживаться следующих методов и приемов:

  1. Показ и демонстрация игры,
  2. Пояснение правил игры,
  3. Проведение беседы с детьми о результатах,
  4. Наблюдение.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис