Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальный статус младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Определение 1

Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это специфические отклонения в формировании компонентов речи стойкого характера. Они затрагивают всю речевую систему (лексический и грамматический строй речи, фонематические процессы, произношение звуков, просодическая организация звукового потока). Нарушения встречаются у школьников и при сохранившемся слухе и нормальном интеллекте.

Социальный статус и речь в жизни человека

Человек рожден социальным существом, так как с момента рождения его включают в сложную систему социальных связей. В этом процессе личность овладевает социальным опытом, приобщаясь к разным областям общественной жизни и приобретая относительную самостоятельность (автономность).

Статья: Социальный статус младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

После поступления в школу происходит изменение личности ребенка и его режима, формируются новые отношения с окружающими (в первую очередь, со сверстниками и учителем). А. Н. Леонтьев отмечал, что решающую роль в «рождении личности» играет создание «общей произвольности поведения».

Произвольность представляет собой системообразующее качество личности, которое состоит из регуляции эмоций, сдерживания чувств через развитую речевую деятельность.

Замечание 1

Л. С. Выготский писал, что речь занимает ключевое место в рамках системы высших психических функций. Она считается базовым механизмом мышления и сознательной деятельности. Без этого процесса невозможно формирование и развитие личности.

Ограниченность речи у школьников с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР) включает:

  • коммуникативную депривацию;
  • стойкие лексические, грамматические, фонетические и фонематические нарушения;
  • сниженную мотивацию и активность в общении;
  • снижение активности в социуме (отрицательно влияет на процесс социального становления школьника).
«Социальный статус младших школьников с тяжелыми нарушениями речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В качестве важнейших изменений, способных определить ход социального развития школьника, выступают изменения психологической структуры деятельности. Она к завершению дошкольного возраста может достичь значительной степени формирования.

Речь для школьника становится средством планирования в сознании порядка действий, помогающих достичь некоторой цели. Она способствует постановке конкретных целей. В речи школьников также проявляются правила поведения и нормы социума, непосредственно влияющие на его поведение.

Речь помогает предвидеть результаты действий. Таким образом, к началу младшего школьного возраста она представляет собой регулятор поведения и деятельности. Формирование регулирующей функции речи предопределяет для школьника возникновение способности подчинять собственные действия речевой инструкции взрослого, включая их планирование.

Особенности младших школьников с ТНР

У большего количества младших школьников с ТНР происходит нарушение произвольных процессов. Огромная сложность для них представлена необходимостью сосредоточиться на выполнении заданий, направлением внимания на достижение поставленных целей, доведением начатого до получения требуемого результата.

Школьники имеют трудности в организации деятельности, они не всегда могут переключать внимание, не способны войти в новый вид деятельности, выполнять задания в определенной последовательности. Для школьников с ТНР присущи особенности темпа деятельности, которые проявляются через ускорение или замедление темпа выполнения заданий. Перечисленные особенности отрицательно отражаются на школьной успеваемости младших школьников с ТНР, ограничивают их активность в значимой социальной среде (школе).

Младшие школьники с приходом в школу вместе с освоением учебной деятельности вступают в новые отношения, так как происходит изменение круга общения. Большие изменения происходят во взаимоотношениях с окружающими. Здесь деструктуризация межличностных отношений при ТНР способна указать на отсутствие способности прогнозировать возможное возникновение конфликта в ходе совместной деятельности, умения адекватно поступать в конкретных ситуациях.

Замечание 2

У большей части детей с ТНР отмечено стремление доминировать при нежелании поддерживать дружеские отношения. Они показывают стремление к только лишь к тем дружеским взаимоотношениям, которые связаны с мотивом получения выгоды, но оно проявляется в более старшем возрасте.

Полноценному участию в отношениях со сверстниками мешает остаточная осознанность значимости школьных отношений и предпочтение их семейным отношениям. По этой причине у младших школьников с ТНР можно увидеть трудности усвоения и применения социальных норм.

Проблема социального становления младших школьников с ТНР

Для школьников с ТНР характерно недоразвитие эмоциональной сферы, которая предполагает эмоциональную настройку на задачу и эффективное использование негативных и позитивных эмоций. Эмоциональную сферу детей с ТНР характеризуют:

  • недостаточно развитым сопереживанием другим людям,
  • децентрацией,
  • неумением предвосхищать события и поступки.

Если ситуации эмоционально спокойны, то школьники с ТНР способны к сопереживанию. Если же происходит личностное соперничество, то у ребенка с речевой патологией резко растет число негативных экспрессии в отношении сверстника. В этом случае он оказывается как бы в роли «потерпевшего», испытывая негативные переживания по поводу случившегося.

Торможение развития эмоциональных характеристик происходит из-за недостаточного опыта коммуникативного взаимодействия, низкой степени эмоциональной децентрации, бедного набора гибко адаптируемых способов поведения, которые запускаются с помощью соответствующих стимулов. Все это важно учитывать в процессе формирования социального поведения у этой категории детей.

Исследования эмоциональной лексики младших школьников с речевыми патологиями показали, что в их экспрессивной речи преобладающим является общий оценочный тип аксиологических значений. Школьники с тяжелыми нарушениями речи в основном используют общеизвестные и самые распространенные слова и выражения. Эмоционально-экспрессивную лексику они используют выборочно и фрагментарно.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot