Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Групповая эффективность

Эффективность групповой деятельности

Определение 1

Групповая эффективность – это показатель успешности деятельности группы.

Под эффективностью можно понимать производительность труда и удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Факторы, влияющие на групповую эффективность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Факторы, влияющие на групповую эффективность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Содержательные и формальные характеристики группы оказывают влияние на эффективность деятельности группы. К содержательным характеристикам относятся ценностные ориентации, нормы, межличностные отношения, статусы, лидерство и др.

Формальные характеристики – это каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, число членов в группе, её композиция.

Если содержательные характеристики описывают психологическое состояние её членов и оказывают непосредственное влияние на работу, то формальные характеристики оказывают косвенное влияние на деятельность группы.

Эффективность групповой деятельности определяют образовательный, профессиональный, воспитательный критерии.

Требования, которые предъявляются к уровню соответствия с деятельностью – нормативный уровень, т.е. соответствие результатов работы тем обязательным требованиям, которые предъявляются законом, а также моральный уровень – соответствие социальным ожиданиям.

Эффективность групповой деятельности зависит от целого ряда факторов:

  • Численность группы может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Положительное влияние связано с тем, что людей, с яркой индивидуальностью может быть больше, увеличивается производительность труда, облегчается распределение обязанностей между её членами, больше талантов и аналитиков. К отрицательному влиянию относится меньшая сплоченность, увеличивающаяся дистанция между членами группы, возможное обострение взаимоотношений, снижение вклада каждого;
  • Сложность и характер стоящих перед группой задач;
  • Индивидуальный состав группы – неоднородные группы эффективнее однородных и лучше справляются со сложными задачами и проблемами;
  • Наличие общих целей, интересов и сплоченности, например, группа с низким развитием способна решать несложные задачи, сложные задачи по силам только высокоразвитой группе;
  • Стиль лидерства в группе связан с её социально-психологическим развитием. Для развитых групп подходит демократичный и либеральный стиль, в то время как для слаборазвитых групп предпочтительнее директивный стиль с элементами демократичности;
  • Микроклимат, сформировавшийся в группе, работоспособность и совместимость её членов;
  • Форма организации деятельности группы может быть коллективно-кооперативная, индивидуальная, скоординированная, когда каждый член группы работает самостоятельно, но в соотношении с другими её членами.
«Групповая эффективность» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Доверие как критерий эффективности работы группы

В 90-е годы прошлого века доверие оказалось в центре внимания организаций, и интерес к нему возрос.

Доверие расценивается как социальный капитал, оказывающий влияние на эффективность деятельности.

Доверие в значительной степени облегчает обмен информацией, снижает затраты на контроль и управление, помогает в развитии межорганизационных связей.

Доверие налагает большую ответственность и стимулирует сотрудников на безукоризненное выполнение заданий. Однако надо сказать, что эффект будет только в том случае, если сотрудники действительно хотят и могут выполнить предъявляемые им требования.

Замечание 1

Таким образом, для создания атмосферы доверия в группе необходимо приложить большие усилия.

Поскольку доверие оказывает влияние на эффективность группы, организации, фирмы, то ему необходима поддержка и формирование. С другой стороны, доверие является не целью, а средством повышения эффективности, и концентрировать всё внимание на нем, не следует.

К тому же, одного доверия недостаточно для обеспечения эффективности работы всей организации или группы. Помимо доверия необходимы профессиональные знания, грамотное построение процесса, правильное распределение ролей, обучение сотрудников и др.

Отрицательной стороной высокого уровня доверия является злоупотребление им, что может привести к снижению эффективности деятельности группы и хроническому недоверию.

Доверие влияет на разные стороны активности группы – это, прежде всего, межличностное доверие, формируется кооперативное поведение, растет сплоченность членов группы, растет сотрудничество и уверенность, отпадает необходимость контроля. Чаще всего кооперируются те люди, степень доверия к которым высокая.

Базовое доверие, при возникновении социальной дилеммы, определяет линию поведения человека – выбор в пользу всей группы или в пользу только самого себя.

Говорят, что доверие надо заслужить, и задача руководителя заключается в том, чтобы суметь увидеть нереализованный потенциал работников, увидеть их способность и в рамках эффективности деятельности, определить им те участки, где реализовать их потенциал можно будет с большей отдачей.

Что касается доверия к руководителю, то оно определяется тем, насколько подчиненные готовы выполнить его распоряжения. Руководитель может заслужить доверие, обладая определенными качествами и стилем поведения.

Замечание 2

В психологической литературе доверие рассматривается как фактор и признак развития группы.

Способы и критерии оценки эффективности группы

Для того, чтобы оценить потенциальную профессионально-предметную и социально-психологическую эффективность группы специалисты используют методический инструментарий. Он дает возможность выявить уровень проявления характеристик группы, относящихся к её внутреннему потенциалу.

Данный инструментарий представлен методиками:

  • изучения предметно-деятельностной и социально-психологической сплоченности;
  • изучения межличностного доверия в группе;
  • изучения межгруппового и группового доверия;
  • изучения нормы продуктивности группы;
  • изучения открытости группы;
  • изучения лидерства и вклада каждого в деятельность группы.

Использование этих методик дает возможность измерить, выразить количественно и дать оценку той меры, в которой эти характеристики группы проявляются.

Компьютерная технология, в которую они включены, называется комплексная социально-психологическая диагностика группы (КСПДГ).

Она имеет свои особенности:

  • новые и модифицированные методики и алгоритмы выделения неформальных подгрупп;
  • оценивает широкий спектр социально-психологических характеристик;
  • обеспечивает разные режимы диагностики;
  • допускает разные способы применения;
  • регламентирует работу испытуемых и ведет контроль над их ответами;
  • включает базу данных с автоматическим расширением и рассчитывает нормативные данные;
  • проводит автоматическую обработку результатов, постановку диагнозов и интерпретацию результатов;
  • сводит к минимуму трудоемкость их обработки и исключает ошибки при обработке.

Ряд переменных группового потенциала, например, численный состав, для определения не требует какой-то специальный инструментарий.

При оценке реальной профессионально-предметной эффективности группы используются объективные результаты основной деятельности группы. Также могут использоваться методики экспертных оценок.

Реальная социально-психологическая эффективность группы оценивается с использованием субъективных показателей, основанных на методе экспертных оценок.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot