Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Групповые формы организации обучения в современной школе

Общая характеристика групповой формы организации обучения в школе

Определение 1

Групповая форма обучения – это одна из форм организации учебной деятельности, при которой в классе формируются небольшие группы (от 3-х до 5-ти учащихся) для осуществления совместной учебной работы.

Как показывает практика, групповая форма обучения имеет ряд преимуществ, перед иными формами. Основное преимущество состоит в том, что при работе в группе у детей формируются навыки работы в коллективе, воспитываются такие личностные качества, как ответственность, дисциплинированность и взаимовыручка. Кроме того, групповая форма обучения позволяет учащимся работать не только в коллективе, но и индивидуально. Например, если учащиеся делят общее задание между собой на части, и каждый выполняет порученную ему часть самостоятельно.

Еще одним преимуществом групповой формы обучения является то, что работа в группе сверстников всегда интересна учащимся, так как она позволяет продемонстрировать свои знания, а также перенять опыт других участников группы. Полученный в ходе совместной работы конечный продукт, имеет большую ценность, нежели он был дан педагогом в готовом виде.

Замечание 1

Использование групповой формы обучения вносит определенное разнообразие в традиционное школьное обучения, оказывает положительное влияние на сплочение учащихся между собой и формирует благоприятные взаимоотношения с педагогом.

При организации групповой работы педагог может использовать разнообразные вариации:

  1. Каждая группа получает одинаковое задание, которое необходимо выполнить на скорость.
  2. Группы получают равные задания, которые не нужно выполнять на скорость, итогом занятия является представление группами полученных результатов, их сравнение и обсуждение.
  3. Группы получают разные задания в общей тематике урока, итогом является представление полученных результатов.
«Групповые формы организации обучения в современной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Организуя групповую работу, учитель должен также учитывать особенности ученического коллектива, взаимоотношения учащихся, уровень их знаний и способностей.

Способы деления учащихся на группы:

  1. По времени существования группы:

    • деление на группы на постоянной основе – педагог делит учащихся на группы и данные группы осуществляют работу на протяжении определенного времени;
    • деление на группы на временной основе – группы формируются на одно учебное занятия.
  2. По способу деления:

    • с использованием жребия;
    • по желанию учащихся;
    • по желанию педагога (в данном случае педагог формирует группы так, что «силы» их были равны).
Замечание 3

В процессе работы группы могут сотрудничать друг с другом, а могут напротив, соревноваться.

При групповой работе нельзя использовать любые задания, они должны быть специально адаптированными для этой формы – такими, чтобы их можно было разделить на отдельные подзадачи и подпункты. Содержание заданий желательно делать проблемным, дающим возможность высказывать различные точки зрения. Для групповой работы малоэффективны задания, требующие многократного повторения и очевидного ответа, поскольку при этом теряется смысл активного взаимодействие, обсуждения, совместного поиска истины (каждый может выполнить задания самостоятельно, не сотрудничая с другими, а это на уроке можно организовать и вне группы).

У групповой работы большое количество преимуществ. Она способствует формированию навыков сотрудничества, взаимопомощи, делового общения, взаимопонимания, учит уважать, учитывать и выслушивать мнение других участников, а также иметь собственное мнение и аргументировано его отстаивать. Правильно организованная работа в группах развивает творческое мышление, повышает самооценку и самоуважение. Наконец, при разделении класса на небольшие группы на уроке задействованы все учащиеся.

Условия организации групповой формы обучения

При организации групповой формы обучения, педагог должен учитывать следующие факторы:

  1. В процессе учебной деятельности, в рамках группы, учащиеся периодически меняют свои роли. Так, участник группы может выступать в роли «ученика», и в роли «учителя».
  2. Основной целью каждого участника группы является демонстрация своих знаний, их применение на практики, для получения конечного результата.
  3. Деятельность каждого участника группы имеет общественно полезную окраску, так как в процессе работы над заданием участники не только учатся, но делятся друг с другом своими знаниями.
  4. Основными принципом работы в группе является: «каждый вкладывает в достижение результата частичку своих знаний, умений и навыков, получаемый результат – общий».
  5. Участники отвечают не только за свои знания и свой результат, а за знаний и успехи товарищей по группе, и конечный полученный результат.
Замечание 4

Для того, чтобы организуемая групповая форма работы была действительно эффективной, предварительно необходимо сформировать у учащихся обобщенные интеллектуальные умения.

К таким интеллектуальным умениям относятся:

  1. Уметь анализировать складывающуюся ситуацию, обобщать полученную информацию, формулировать выводы.
  2. Уметь видеть разные функции одного и того де объекта.
  3. Уметь устанавливать связи между объектами.
  4. Уметь выделять в объекте существенные и второстепенные признаки.

Кроме того, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся готовы к коллективному труду. Для этого им также предварительно осуществляется работа по формированию данного умения. Формирование навыков коллективной работы осуществляется не спонтанно, а систематически начиная с начальной школы. Важным является то, что коллективная деятельность должна быть учащимся в радость, приносить удовлетворение от проделанной работы. В случае, если учащихся принуждают работать в группе, то ожидаемого эффекта от такой деятельности не будет.

Как показывает практика, благодаря систематической групповой форме обучения, учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

  • формулировать свою точку зрения;
  • выяснять точки зрения своих партнеров;
  • обнаруживать разницу точек зрения;
  • разрешать разногласия с помощью логических аргументов.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot