Понятие о коллективе
Развитие человека как личности происходит в постоянном взаимодействии с различными общественными системами, окружающими людьми, природой. Наиболее активен и продуктивен процесс взаимодействия в групповой деятельности, самой высокой ступенью развития которой является коллектив. Человек соотносит цель своей деятельности и особенности своего поведения с требованиями, существующими в данном обществе и коллективе.
Коллектив – группа людей, которая объединена общими целями и задачами деятельности и достигающая в ее процессе наивысшего уровня развития и функционирования.
Для наиболее успешного осуществления взаимодействия личности и коллектива большое значение имеет организация двух механизмов:
- Система деловых отношений, которые регламентируются и являются формальными по своей сути. К данному типу отношений относятся учебные, трудовые отношения, отношения между руководителем и подчиненными.
- Система межличностных отношений, которая носит в большинстве своем неформальный характер, однако так же имеет свои закономерности и правила развития.
Концепция воспитательного воздействия коллектива на личность
Современная концепция воспитательного коллектива представляет коллектив как некую модель общества, которая отражает существующие в нем отношения и атмосферу присущую данному обществу, принятую систему ценностей и норм для личности.
Личный опыт индивид получает в процессе непосредственного общения в семье, с окружающими людьми, через средства массовой информации, книги, интернет и другие источники. И только в коллективе данный процесс получает свое особое направление и осуществляется целенаправленно. Являясь членом общества, индивид должен принимать правила, существующие в данном коллективе.
Процессы развития коллектива и развития личности взаимосвязаны и зависят друг от друга. Развиваясь и находясь в процессе формирования, индивид получает с помощью коллектива толчок и источник развития, а коллектив в свою очередь зависит от того, насколько его члены развиты и готовы к взаимодействию. Чем активнее члены коллектива принимают участи в его жизни, чем ярче они проявляют свои способности и стремления, тем более сплоченным и сильным является коллектив и отношения, существующие в нем.
Как именно будут складываться отношения личности и коллектива также зависит от обеих сторон. Самым благоприятным вариантом является тот, в котором коллектив уже достиг высокого уровня развития и может оказать помощи и поддержку каждому из его участников. Коллектив способствует гармонизации целей личности: социальных, личных, коллективных. Основой для развития личности и каждого члена являются противоречия между личными и общими целями.
Модели развития отношений личности и коллектива
Исследователи выделяют три наиболее популярные и распространенные модели отношений между коллективом и личностью:
- личность находится в полном подчинении коллективу;
- отношения личности и коллектива гармоничны и дополняют друг друга;
- личность пытается подчинить себе коллектив и установить свои правила взаимодействия.
Для каждой из этих моделей характерно множество линий взаимодействия между ее членами.
Существуя в коллективе по принципу первой модели взаимодействия человек имеет несколько вариантов поведения:
- индивид может подчинятся коллективным требованиям абсолютно добровольно;
- может идти на уступки в связи с тем, что коллектив воспринимается как внешняя превосходящая сила;
- может сохранять свою независимость, находясь в подчинении у коллектива формально.
Для второй линии поведения также характерны различные пути развития событий и взаимодействия в коллективе:
- индивид находится в подчинении у коллектива, но при этом сохраняет свою внутреннюю независимость;
- происходит процесс открытого бунта и конфликта между личностью и коллективом.
Третья модель взаимоотношений личности с коллективом встречается достаточно редко. Для ее существования необходимо чтобы личность, пытающаяся подчинить себе коллектив обладала рядом качеств, таких как:
- амбициозность
- харизматичность
- красноречие
- оригинальность суждений и действий
- настойчивость
- притягательность.
Процесс установления единоличного лидерства в коллективе и полное подчинении его одному человеку весьма противоречив. С одной стороны, это может привести к обогащению социального опыта коллектива и его членов, с другой стороны, к обеднению, в случае если лидер имеет ориентацию на более низкие цели и систему ценностей, чем те которые были достигнуты ранее.
Фазы вхождения личности в коллектив
Процесс вхождения личности в коллектив включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз:
- Первая фаза включает в себя адаптацию личности к коллективу. Для данной фазы характерно активное овладение нормами и правилами, принятыми в данном коллективе. Для наиболее полного проявления себя личность, прежде всего должна усвоить действующие в данной группе нормы и способы деятельности, характерные для данного коллектива.
- Вторая фаза – фаза индивидуализации, источником развития которой является противоречие между подчинением существующим правилам и стремлением личности в к максимальной персонализации.
- Третья фаза – процесс интеграции личности в коллективе. На данной фазе личность проявляет именно те качества и характеристики, которые приняты в данном коллективе, при этом под воздействием отдельных личностей развивается и изменяется и сам коллектив.
Основной задачей руководителя коллектива является создание благоприятных условий для адаптации и интеграции личности в коллективе.
Формирование коллектива и воспитание личности – это единый и управляемый процесс. Главное его содержание – своевременное выявление индивидуальных наклонностей, стремлений, желаний индивида, которые соответствуют качествам и особенностям их индивидуальной деятельности.