Психология обучения — это отрасль педагогической психологии, которая занимается изучением закономерностей всестороннего развития человека как личности и становления возрастных психологических новообразований учеников в процессе обучения.
Предмет, методы и задачи психологии обучения
Психология обучения относится к наиболее развитым и интенсивно совершенствующимся отраслям педагогической психологии. Это направление имеет собственные задачи, разработка которых традиционно происходит с помощью специальных исследований.
Одной из центральных задач психологии обучения как части педагогической психологии является изучение механизма и закономерностей процесса усвоения знаний, умений и навыков. Направление пытается дать ответ на вопрос о том, каким образом производится усвоение информации и как происходит ее превращение в личностное приобретение.
Вопросы и понятия, которые рассматривает психология обучения, обладают принципиальным значением для образовательной практики. Направление концентрируется на поиске и формировании условий, которые будут способствовать управлению процессом обучения. При этом само обучение здесь не сводят лишь к овладению умениями, знаниями и навыками. Его принято рассматривать в качестве особой деятельности, которая включает:
- Учебные действия,
- Цели,
- Мотивы,
- Контроль,
- Оценку и др.
Принципы психологии обучения выстраиваются на базе данных психологии, которые рассматривают возрастные возможности развития с ориентировкой на завтрашний день или зону ближайшего развития. Организация обучения происходит с учетом наличных индивидуальных особенностей учеников. Это делается не через приспособление к ним, а как проектирование новых типов учебной деятельности.
Обучение нельзя сводить только лишь к процессу передачи знаний и к отработке действий и операций. Оно представляет собой процесс формирования личности ученика, развития его мотивации и поведения. Развивающий и воспитывающий эффект обеспечивают не все виды, а только формирующая учебная деятельность.
Принципы психологии обучения легли в основу разработки методов обучения в качестве единства деятельности преподавателя и учащегося. Методы обучения принято различать в зависимости от характера управления деятельностью. Психологические критерии эффективности учебного процесса представлены запасом знаний, умений и навыков, способностью использовать эти знания, уровнем развития трудовой и учебной деятельности, наличием новообразований в умственном и нравственном развитии ребенка.
Психология воспитания
Психология воспитания является автономным разделом педагогической психологии. Она изучает самые важные для психологии в целом и педагогической психологии в частности вопросы (например, механизм социально-культурного развития в образовательном пространстве, закономерности психосоциального развития учащихся).
Самый важный вопрос данного раздела касается законов формирования нравственно-эстетических идеалов личности. Важными являются также проблемы воздействия среды образования на развитие мировоззрения, действия механизмов становления «Я-концепции» личности. Решение этих задач обусловлено возрастными и индивидуальными различиями.
На начальной стадии своего развития педагогическая психология занималась исследованием действия этих механизмов и законов только в отношении детского возраста. В последние годы все больший интерес появляется в отношении характера протекания данных процессов у взрослых людей.
Не менее важной для психологического воспитания считается задача, касающаяся определения связей между уровнем интеллектуально-творческого, когнитивного и психосоциального развития учеников. Существование закономерных связей между уровнями когнитивного и психосоциального развития личности интересует не только психологов, но и педагогов, а также всех специалистов, занимающихся исследованием человека.
Особенности воспитательного процесса, в том числе формирование базовых новообразований личности, детерминируются не только с помощью внутренних факторов (возрастных, индивидуальных и т.п.), но и с помощью некоторых внешних факторов. Формально они расположены за пределами предмета психологии. Тем не менее, педагогическая психология интересуется ими. Эта сфера становится зоной совместных интересов педагогической психологии и педагогики.
Предмет педагогической психологии
Психология обучения и психология воспитания имеют прямое отношение к педагогической психологии, поскольку являются ее направлениями. Термин «педагогическая психология» обозначает две разные науки. Одна из них - ветвь психологии, призванная исследовать природу и закономерности процесса обучения и воспитания. Вторя - прикладная дисциплина, цель которой состоит в использовании достижений всех ветвей психологии для того, чтобы совершенствовать педагогическую практику. За рубежом данная прикладная часть психологии называется школьная психология.
Педагогическая психология представляет собой отрасль психологии. Она занимается исследованием закономерностей развития человека в условиях обучения и воспитания. Педагогическая психология связана со следующими областями знаний:
- Педагогика,
- Детская психология,
- Дифференциальная психология,
- Психофизиология.
Предмет науки является той стороной объекта, которой он в ней представлен. Если объект независим от науки, то формирование предмета происходит вместе с ней путем закрепления в понятийной системе. Предмет не может фиксировать все стороны объекта. Тем не менее, он включает то, что в объекте отсутствует.
Предмет педагогической психологии, по мнению многих исследователей, представлен закономерностями овладения знаниями, умениями и навыками. Часть ученых предпочитает рассматривать педагогическую психологию как часть возрастной психологии, аргументируя это тем, что специфика каждого возраста предопределяет характер проявления законов усвоения знаний.