Психологические особенности — это определенные особенности психики человека, включая его темперамент, психологический характер и характер тела, мотивы, стремление и волю, личностную устойчивость и идентичность.
Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст — это самый ответственный этап школьного детства. Для этой стадии характерна высокая сензитивность, которая определяет огромные потенциальные возможности для разностороннего детского развития.
Знание и принятие к вниманию психологических особенностей детей данной возрастной группы позволяют педагогам, родителям и другим людям правильным образом выстраивать учебно-воспитательную работу. Именно по этой причине необходимы знания об этих особенностях, включая их учет в работе с учащимися начальных классов.
Среди особенностей младшего школьного возраста необходимо выделить:
- Психофизиологическое и физическое развитие, которое обеспечивает возможность систематического обучения в школах;
- Совершенствование работы головного мозга и нервной системы;
- Высокая утомляемость, неустойчивая умственная работоспособность;
- Наличие нервно-психической ранимости;
- Отсутствие способности к долговременному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;
- Совершенствование познавательных потребностей, рассуждения, словесно-логического мышления;
- Изменение способности произвольно регулировать поведение.
В качестве основной особенности этого периода выступает коренное изменение социальной ситуации развития. Ребенок становится «общественным» субъектом, обладая теперь социально значимыми обязанностями, за выполнение которых он получает оценку общества.
Младший школьный возраст — это этап относительно равномерного и спокойного физического развития. У ребенка довольно пропорционально и равномерно увеличиваются рост и вес, выносливость, жизненная ёмкость лёгких.
У младшего школьника происходит функциональное совершенствование мозга, развитие аналитико-систематической функции коры, постепенное изменение соотношения между процессами возбуждения и торможения. Последний процесс становится всё более сильным, но, как и раньше, преобладающим является процесс возбуждения. По этой причине для младших школьников характерна высокая степень возбудимости и импульсивности.
Особенности деятельности младших школьников
Начало школьного обучения представлено переходом от игровой деятельности к учебной. Учебная деятельность — это ведущий вид для младшего школьного возраста. Именно в ее рамках происходит формирование основных психических новообразований, поэтому поступление в школу способно внести важные изменения в жизнь ребёнка.
Ведущей деятельностью становится учение, а важной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Для ребенка учение представляет серьёзный труд, который требует организованности, дисциплины, волевых усилий. Он включается в новый коллектив, где будет жить, учиться и развиваться несколько лет.
В пределах учебной деятельности происходит формирование психологических новообразований, для которых присущи наиболее значимые достижения в развитии. Именно они представляют собой фундаментом, обеспечивающим развитие на следующей возрастной стадии.
На первых этапах начальной школы дети хорошо учатся, руководствуясь при этом своими отношениями в семье. Часто дети могут хорошо учиться по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большое значение здесь имеет личный мотив, включающий желание получать хорошие оценки, одобрение преподавателя и родителей.
В начальной школе учебная деятельность, прежде всего, стимулирует развитие психических процессов, касающихся непосредственного познания окружающей среды (процессов ощущения и восприятия). Для младших школьников характерна острота и свежесть восприятия, своего рода созерцательная любознательность. Дети в этом возрасте с живым любопытством воспринимают окружающую среду, которая с каждым днём способна раскрывать перед ним всё новые и новые аспекты.
Восприятие, внимание и память в младшем школьном возрасте
Особенность восприятия младших школьников состоит в его тесной связи с действиями. На данном уровне психического развития восприятие относится в большей мере к практической деятельности ребёнка. Воспринять предмет для него означает что-то делать с ним, менять что-то в нём, произвести определенные действия, взять, потрогать его. Характерной особенностью учащихся здесь является ярко выраженная эмоциональность восприятия.
В ходе обучения восприятие перестраивается, поднимаясь на более высокую ступень развития. Оно принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности, углубляясь в процессе и становясь более анализирующим, дифференцирующим. Впоследствии оно принимает характер организованного наблюдения.
На этой же стадии происходит развитие внимания, без формирования которого нельзя себе представить процесс обучения. На уроках преподаватель привлекает внимание школьников к учебному материалу, удерживая его длительное время. Младший школьник имеет способность сосредоточено заниматься одним делом от 10 до 20 минут. При этом объём внимания вырастает в 2 раза, растет его устойчивость, переключение и распределение.
Возрастные особенности памяти для этого возраста характеризуются влиянием обучения. Здесь происходит усиление значения и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания, развитие возможности сознательного управления своей памятью и регулированием её проявлений.
По причине возрастного относительного преобладания деятельности первой сигнальной системы у младших школьников в большей мере развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Ребенок в этом возрасте лучше и быстрее запоминает, прочнее сохраняет в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем объяснения, определения и описания.